garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Крещение Господне

Оригинал взят у 13vainamoinen в Крещение Господне
P17UhB2-Rq0

Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог, в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся Крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения Лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святой от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатию Св. Духа, по благоволению Отца.
Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Свт. Феофан Затворник



Но можно посмотреть на Крещение и несколько с другой стороны.
Например, Алексей Хомяков считал славян людьми воды. Он считал, что вода есть подлинный и исходный сакральный символ славян, сознательно смешивая это слово с - вендами, венедами, виндами, ванами и - "водой". Славянская исконная стихия подобна воде, глубине, творческой и поглощающей силе, над которой как известно реет огненный "дух Божий", оплодотворяющий её.
Интересная интерпретация этой культурологической темы - http://russmir.info/ist/348-drevnejshij-period-v-istorii-slavyan-venedy.html


Эксклюзив: Венеды-славяне исконные люди воды

"Греческий поэт Софокл (497—406 гг. до н.э.) знал, что янтарь родится где-то далеко на с е в е р е, в какой-то реке у и н д о в, живущих у северного океана. Софокловские инды представляют собою, по-видимому, отзвук рассказов финикийских купцов о в и н д а х, т.е. вендах.
Наконец, имеется и еще один древний картографический источник, упоминающий о вендах. Это — так называемые Пейтингеровы таблицы (Tabula Peutingeriana). Таблицы эти представляют собою переработку Карты мира, составленной при императоре Августе (63 г. до н.э.) его другом Випсанием Агриппой в начале нашей эры. Переработка названной карты была произведена в III в.н.э. некиим Касторием с целью составить таблицы военных путей Римской империи. Карта была издана впервые в 1591 г. по сохранившейся в библиотеке немецкого ученого-гуманиста Конрада Пейтингера или Певтингера (1465—1547) копии, относящейся к 1264 г. На этих таблицах в форме узкой ленты указаны географические пункты и помечены названия племен, через которые приходилось проезжать путнику, без указания, однако, границ расселения упоминаемых племен. На этих таблицах венеды показаны в соседстве с племенем б а с т а р н ы.
Имя реки Вислы впервые встречается у римского писателя Помпония Мела (I в.н.э.), автора географи¬ческого пособия — De chronographia или De situ orbis, под названием Vistula. У других авторов древности эта река называется Vistla, Vistula, Visculus (Плиний), Visula и Viskla (Йордан, VI в.).
Что касается вопроса о том, какому языку принадлежит название реки Вислы и каково исходное значение этого слова, то большинство ученых, останавливавшихся на этом вопросе, склонно считать имя реки Вислы словом славянского языка. Шафарик в своих «Славянских древностях» возводил его к корню is-, vis-, вода, и это объяснение остается доминирующим в науке и в настоящее время. Интересно отметить, что в некоторых польских говорах слово в и с л а имеет нарицательное значение и употребляется в смысле большой, полноводной реки вообще. С другой стороны, отмечается широкое распространение этого названия рек в славянских странах в разнообразных вариантах: Вис, Ислоч, Свислоч, Иследзь, Вислица (в бассейне р. Припяти), Вислок, Вислока, Висляновка (в бассейне р. Вислы).
Правильнее все же в названии реки Вислы видеть, собственно, не славянское слово, а слово до-славянского языка населения этой территории, т.е. яфетическое отложение в славянском языке.
Название народа венеды — венеты или венды — в и н д ы не кельтского происхождения, как некоторые склонны думать на том основании, что это слово в форме vindo входит во множество географических наименований, приписываемых кельтскому языку: Vindobona (Вена), Vindo-magos («белое поле»), Vindobriga и др., а также в той же форме vindo или vindona — во множество древних надписей, дошедших до нас из районов, населенных некогда кельтами (Верхняя Паннония, Норик, Реция), как собственное имя.
Кельтское слово vindos значит белый. Отсюда заключали, что кельты, будучи сами, как и германцы, краснорыжими, называли русых славян б е л ы м и, и это имя осталось за ними (сравни Белая Русь, Белохорваты и пр.) и в устах германцев. К этому прибавляется, что первое арабское известие о славянах, восходящее к VII в., прямо отмечает их белокурость; впоследствии арабы вообще называли славянским (Siklab) тип белокурого европейца.
На этой точке зрения стоит проф. Л. Н и д е р л е, обосновавший свою теорию на учете огромного топонического и ономастического материала.
Из более ранних попыток истолкования племенного наименования венед, венд отметим, между прочим, попытку увязать это название с древним северогерманским vand (латинское — unda) — «вода», откуда венды — «люди воды», «жители вод» или «морские жители»; или с немецким wenden, откуда Wanderer — странники, скитники; либо с готским vinja и немецким weiden, откуда weidenden — wenden — «пастухи» и т.п. Пытались объяснить племенное название народа венеды и как славянское слово. Так, например, Гильфердинг связывал имя венет то с древне-индусским названием народа vanita, то с названием древне-русского племени вятичей...


Далее небесспорно, но кое-где есть проблески истины:

Все эти толкования наименования народа венеды надуманы и не выдерживают критики. Подходя к вопросу палеонтологически, мы должны в каждом племенном наименовании древности искать, прежде всего, значение «человек», «муж», «дети», «народ», «племя», как это мы имеем, например, в наименованиях народов скифы, мари, готы и др.
С другой стороны, в каждом племенном наименовании, как и в каждом племени, мы должны видеть известную скрещенность, т.е. «слияние двух и более однозначных различных слов того же количества племен, образовывающих одну общественность и скрещивавшихся уже физически».
Подходя с этой точки зрения к разъяснению племенного термина венеды — венеты, венды, венд, мы должны прежде всего подчеркнуть, что уже самый факт распространения этого термина на широком пространстве Центральной Европы и за ее пределами, предположительно связанном в древнейшее время с кельтским населением, свидетельствует о том, что слово «вен-д» со всеми своими вариантами — не кельтского, не германского и не славянского, а до-индоевропейского, т.е. яфетического происхождения. Это скрещенный двухплеменный термин, первую часть которого составляет хорошо известная нам яфетическая основа ven-со всевозможными вариантами ее озвончения и огласовки (ven — men,van — man, равно vat — mat и т.п.), как это мы имеем, например, в скрещенных наименованиях «Рег-men — «Пермь», Ger-man, Slo-ven, Sar-mat и т.п. в значении «на¬род», «племя». Вторая часть названия народа венд, т.е. звук д или т, представляет собой пережиток того же, по-видимому, племенного наименования, которое присутствует во второй части названия народа скифы.
Н.Я. Марр отметил, между прочим, слово vent как экающую, чисто фонетическую разновидность одного из трех основных названий для одного и того же вотского племени: vat — «ватка», vot — «вотяк» и vent — вят- «вятка», «вятичи», и рядом с последним поставил и венедов.
(Однако же, не отсюда ли происходит термин "ватники"? - но это шутка, конечно же.)
То обстоятельство, что славяне под именем венедов впервые выступают в истории с конца I и во II вв. н.э., нельзя, конечно, истолковывать в том смысле, что до этого времени на территории Европы не существовало вовсе данного народа, вернее славянского протонарода или дославянского субстрата позднейшего славянского народа венедов. Протославяне, т.е. славяне на стадии дославянского этнографического оформления, — такой же исконный с глубокой древности народ в Европе, как и их позднейшие соседи — германцы и кельты, первоначально — протогерманцы и протокельты на западе или протолитовцы и протофинны — на востоке."
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments