garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Из самых последних речений Игоря Стрелкова выделил бы один важный момент, не относящийся непосредственно к "политике", но тем не менее достаточно важный - http://od-novorossia.livejournal.com/1318058.html?mode=reply#add_comment


Да ладно вам на Агафангела "волну гнать"... Он хотя бы там и в тех условиях, когда реально можно получить гонения на Церковь и на паству от укро-нацистов. А кто-нибудь слышал от нашего Патриарха пастырское слово осуждения Порошенко и прочих "уважаемых партнеров"? Или слово благословения русским добровольцам, отправляющимся защищать Новороссию? Насколько мне известно, все священники, что-либо подобное сказавшие по собственному почину, жестко наказаны в дисциплинарном порядке - вплоть до запрещения в службе и снятия с приходов.

-А Православие - ему 2000 лет, оно и не то переживало, и это переживет. Но при этом Православие - это то, что оставаясь на Украине, по-любому будет связывать наши народы,

-"Неприятность эту мы переживем". Главное - Церковь как организация по культовому обслуживанию населения. Весьма доходная и довольно почетная социальная функция. А стоять за Веру до конца - это первые христиане могли. Нынешним не положено. Нынешним надо приспосабливаться.


-И с чем связанно такое поведение духовенства? Как же так? Ведь за правое дело ж?

-"Страха ради иудейского".


NB - (К вечному вопросу о взаимоотношениях Церкви и государства)
С этой критической оценкой Стрелкова не согласился бы по следующим соображениям. Более резкая позиция РПЦ как учреждения в конфликте на Украине поставила бы пророссийскую УПК (также как социальное учреждение) в крайне тяжёлое положение, но оно и без того весьма нелёгкое и опасное.
С другой стороны, апелляция к добродетелям "первых христиан" и упрёк в "страхе иудейском" также некорректны. Ибо: когда совершались подвиги мученичества первых христиан Церковь ещё не была социальным и историческим Учреждением. Однако после Святого Константина Церковь стала не только "Телом Христовым", но также и неустранимым институционным элементом нового исторического мира.
Поскольку же мир этот "лежит во зле" (увы, такова реальность, которая вовсе не означает что весь мир "зол"),то любое реальное учреждение, в том числе и Церковь со своей внешней стороны должна в той или иной степени "приспосабливаться" к реальностям мира, и к реально существующим "властям предержащим".
Ведь и эти власти вынуждены (со своей стороны) также рядом с собою "терпеть" наличие весьма неугодного для них сакрального Учреждения (которое - "не от мира сего") . Следует всегда помнить, что любое государство как Царство от мира сего - по своей изначальной внутренней природе всегда неискоренимо тяготеет к язычеству и собственному самообожествлению.
Эту неискоренимую языческую суть ЛЮБОГО государства хорошо иллюстрируют стихи Б. Пастернака:

О государства истукан,
Свободы вечное преддверье!
Из клеток крадутся века,
По колизею бродят звери,
И проповедника рука
Бесстрашно крестит клеть сырую,
Пантеру верой дрессируя,
И вечно делается шаг
От римских цирков к римской церкви,
И мы живем по той же мерке,
Мы, люди катакомб и шахт.

Заповедь и принцип взаимоотношений церкви и государства - "Богу Богово, а кесарю кесарево" - нельзя понимать как какую то "симфонию" или гармонию. Этот принцип на деле лишь декларирует саму возможность мирного сосуществования между двумя разнородными сторонами и является ориентиром для взаимных уступок, но в разные исторические времена соотношение этих взаимных уступок может широко меняться в ту или иную сторону.
Естественно, что на "князей церкви" падает самая главная тяжесть тех или иных нравственных уступок государству - но что поделать, ради самой возможности исторического выживания приходиться идти на компромиссы. Таков исторический Крест настоящей Церкви во все века и все времена (и у всех народов).
Однако при любых раскладах или человеческих оценках этих неизбежных компромиссов, следует сказать, что самая плохая историческая церковь всегда в конечном итоге будет лучше и благодатнее самой добродетельнейшей и непримиримой к "неправедным" властям секте.
Ибо как многократно уже бывало в истории, любая последовательная апелляция к подвигам "первых христиан", логически фатально приводит к сектантству или раскольничеству.
Это уже было в русской истории, и лучше этого не повторять.
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    https://t.me/vysokygovorit/1819 Гитлеровская армия была монстром. Апофеозом развития военной мысли, техники, человеческого ресурса. Никогда до…

  • Дневник обозревателя

    Так за что же НА САМОМ ДЕЛЕ поднимал свой знаменитый тост За Русский Народ И.В. Сталин на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии,…

  • Дневник обозревателя

    Экономические прогнозы и попытки предугадать будущее. Размышлизм интересный, но чересчур фатальный. При чтении возникает больше вопросов, чем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments