(Смерть Зигфрида и траурный марш)
Можно сегодня немного вспомнить о великом композиторе и идеологе Рихарде Вагнере, годы жизни - 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883г.
Обычно в Рихарде Вагнере видят революционера в музыке, однако он также представляет интерес как оригинальный идеолог бурного для Европы и Германии второй половины 19 века. Сам Вагнер был сильно увлечён идеалами буржуазных революций того времени и даже совместно с Михаилом Бакуниным принял участие в февральской революции в Дрездене в 1848г. Совместное участие в буржуазно-демократической революции этих деятелей было далеко неслучайно. Оба были закоренелыми революционными романтиками, но вот что удивительно, их революционность была насквозь антибуржуазна, что гротескно отразилось на их полном единении по еврейскому вопросу. Трудно определить, кто из них был более пламенным антисемитом, но помимо этого сакраментального пункта оба неизменно любили бичевать презренный мир плутократии. А также с неистовой страстью искать - каждый в своей области - некий вожделенный идеал романтической цельности бытия. Или лучше сказать, некоего идеально-целостного человека, возвышающегося над пошлым и прогнившим буржуазным миром. (В этом отношении, было рукой подать до ницшеанского "сверхчеловека".)
И в этом несомненно был какой то парадокс.
Оба романтика в революции видели не самодостаточную социальную ценность, но лишь способ для создания нового человека и новой человеческой сверхреальности. Иными словами, оба по своей натуре были ярко выраженными художниками, которыми двигали свои представления о красоте. Но возможно ли изменить мир по некоторым произвольным эстетическим критериям. Особенно это касается Рихарда Вагнера, усматривавшим в искусстве мощную революционную силу, призванную "изменить мир". (В 19 веке некоторые пытались изменить мир посредством философии, а Вагнер - посредством искусства):
"Задача искусства именно и состоит в том, чтобы указать этому социальному движению его настоящую дорогу.
Истинное искусство может подняться из своего состояния цивилизованного варварства на достойную его высоту лишь на плечах нашего великого социального движения; у них общая цель, и они могут ее достигнуть лишь при условии, что оба признают ее. Эта цель — человек прекрасный и сильный: пусть Революция даст ему Силу, Искусство — Красоту."
("Искусство и революция") - http://www.wagner.su/node/348
Нечего и добавлять, что это была красивая, но опасная утопия, имевшая серьёзные последствия в 20 столетии.