garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Памятный день

iov_1337320720

Вопросы на засыпку: http://www.nsad.ru/articles/vethozavetnyj-iov-nash-sovremennik

Самое мучительное – это вопрос его (Иова) отношений с Богом. «Но как человеку пред Богом оправдаться?... Он налетел на меня вихрем, множит раны мои беспричинно; не дает мне перевести дух, горечью переполняет меня. Меряться ли силой с Ним, могучим? Судиться ли – но как Его вызвать? ... Он смеется над отчаяньем невинных; отдана земля во власть нечестивцев, а Он судьям глаза закрывает – и если не Он, то кто же?!»


Р_%20Ляйнвебер_%20Иов%20многострадальный

Завтра, 19 мая 2015г. Церковь отмечает память самого мистического, загадочного и самого судьбоносного Святого как в христианстве, так и во всей аврамической традиции. Этот Святой - Праведный Иов Многострадальный.
Как известно, богословское значение этого таинственного страдальца вбирает в себя множество самых различных смыслов, от самых высоких (проблема теодицеи) до самого приземлённого (личное страдание каждого конкретного человека).
Смыслов вокруг трагедии жизни Иова Многострадального великое множество: проблема оправдания Бога как Всемогущего, Всеведущего и Всеблагого Творца, проблема несправедливости и зла в мире как коренной и неотъемлемой части бытия, проблемы смысла жизни как в широком историческом измерении, так и смысла жизни (исторического предназначения) каждого народа и (личного предназначения) каждого человека и т.д.
Вокруг этой темы написаны горы книг и высказано тысячи мнений и решений этих проблем. (Беглый взгляд по этой теме: http://www.nsad.ru/articles/vethozavetnyj-iov-nash-sovremennik )
Не только богословы и святые отцы занимались истолкованием образа Иова Многострадального, но к нему обращались и великие писатели, как например Гёте в "Фаусте" (гётовское оправдание человека модерна - "фаустовского человека") или, например, философ-поэт Николай Заболоцкий (кстати, на своей личной судьбе сполна испытавший трагические экзистенции Иова М.), который дал в своём роде замечательное истолкование общей трагедии бытия:

"Лодейников прислушался (- "фаустовский человек" Заболоцкого). Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее."

Да что там святые отцы, верующие, писатели или поэты, когда то даже такой человек как Михаил Бакунин (известный богохульник и богоборец) с горечью воскликнул: До каких же пор будет господствовать над человечеством этот роковой и страшный закон - закон борьбы за существование.
Нечего и говорить, что никакого социального рецепта об отмене этого закона Бакунин не дал и дать не мог, потому что сутью этого закона является демонстрация неподлинности, несамодостаточности и абсурдности жизни вне Бога.
Согласно этому закону, чтобы поддерживать своё эфемерное и жалкое существование, живое должно пожирать живое. Иными словами, закон борьбы за существования есть закон взаимного пожирания или тотального "людоедства", т.е. полного абсурда. Естественно, что никакие социальные преобразования его отменить не могут, а единственным логическим следствием этого закона является хорошо нам известное криминальное изречение: "умри ты сегодня, а я завтра".
Правда, некоторые философы экзистенциалисты французской школы (А. Камю, Ж. П. Сартр) пытались героизировать этот абсурд. Мол, да, это бесспорно, жизнь как таковая есть полный абсурд, но человеку следует "героически" примириться и преодолеть этот абсурд, - иными словами возвратиться к истокам старой языческой религии, обожествлявшей человека под видом так называемых богов и великих "героев". - Кажется, ныне эта абсурдистская философская школа уже зачахла.

Однако, размышляя над библейским образом Иова М., лучше не задаваться слишком многими неразрешимыми вопросами, т.е. не искушать Бога и подобно Святому Антонию Великому лучше попытаться "внимать себе".
Замечательный отрывок из Отечника:

"195. Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, - другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою? - Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это - душевредно [5]". - http://www.ccel.org/contrib/ru/Otechnik/Ot5.html


В самом деле, что является трагедией в самом приземлённом житейском смысле? - Когда на войне или от эпидемий или иных стихийных бедствий гибнут миллионы, то обычно (не лукавя) это именуют "статистикой", а вот когда какая-нибудь конкретная беда касается лично твоей персоны - то это конечно же самая подлинная трагедия без всяких кавычек (тут даже и спорить нечего).
И как бы это не выглядело несправедливо, но в таком подходе имеется свой резон. Ведь в массовой гибели людей или даже во внезапной смерти отдельного человека имеется нечто фатальное и неодолимое, называемое роком (на который обижаться бесполезно), но твоя личная беда в любых её вариантах касается только тебя. Например, внезапная болезнь или болезнь и смерть близкого человека.
А для многих людей подлинной трагедией является даже не собственная смерть, но кончина своего самого дорогого и близкого человека, и особенно когда она случается в этот мистический день памяти Праведного Иова Многострадального 19 мая.
И уже четвёртая годовщина...

Следует также помнить, что в этот именно майский день в 1868г. по промыслительному совпадению родился последний русский царь-мученик страстотерпец Николай II.
О царе-мученике и о почитании в разных народах и культурах Иова многострадального можно почитать интересную статью -
http://www.sedmitza.ru/text/1158652.html (ещё от 18 мая 2011г.).
Tags: память св. Иова Многострадального
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    (Репост с небольшими исправлениями) Исходя "от противного". Может быть стоит посмотреть на цену Победы и под таким углом зрения. Размышлизмы и…

  • Дневник обозревателя

    Неудобные вопросы или последняя скрепа. Интересная и актуальная статья М.В. Назарова (хотя в чём то может быть и не бесспорная): полный текст…

  • Дневник обозревателя

    Известную формулу - есть ложь, есть большая ложь и есть статистика - следовала бы дополнить: а также есть и самая фантастическая ложь - это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments