garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Тема: национальное самопознание

1. Давно бытует такое мнение (правда, не разделяемое славянофилами, особенно А.С.Хомяковым), что "Москва (Россия в широком смысле) - это Третий Рим". Надо признать, что в историческом смысле государственной преемственности данное суждение во многом справедливо. Ибо откуда мы, ещё со времён Киевской Руси, взяли религию, начатки образованности и культуры, понятия о высоком значении легитимной государственности, как не от Второго Рима, т.е. от Византии. (Правда, кто-то из дотошных маловеров может уточнить, мол не от римлян, а от романизированных греков.)
Но как бы там не было, крушение Третьего Рима в окаянном 17 году явилось великой русской катастрофой, попытка же построения Четвёртого Рима на обломках Третьего закономерно закончилась крахом и распадом в августе 91 года того же столетия. Ибо давно было сказано поэтом-философом Владимиром Соловьёвым, ещё 1 октября 1894 : "И Третий Рим лежит во прахе, А уж четвертому не быть". - Бесспорно одно, попытка большевиков (у Соловьёва - "китайцев") построить богоборческий Четвёртый Рим была злой пародией как на Первый Рим, так, тем более, и на Третий, несмотря на все их исторические недостатки или иные несовершенства .
Однако общая мысль-догадка у Соловьёва верна, если уж возвращаться к истокам, то может быть было бы лучше подражать не Третьему и Второму Риму, - и тем более злой химере Четвёртого, - но самому изначальному оригиналу, т.е. Первому Риму. (Нечего и добавлять, что под "подражанием" следует понимать не какое-то буквалистское копирование изжитых исторических форм, но как сказали бы славянофилы, подражание изначальным "началам", "основам" или архетипам создателя Первого Рима, т.е. римского народа - Populus Romanum.)
Но тут сразу же возникает совершенно неразрешимая проблема, каким образом совместить римские начала с нашими изначально славянскими, хорошо описанными древними авторами как Прокопий Кесарийский, полководец Маврикий, Адам Бременский и других. (см. "Свод древнейших письменных известий о славянах", т.1 - текст имеется в интернете, чтение намного более поучительное, чем копание в разных гаплогруппах и прочем генетическом материализме)
Иными словами, трудно не поразиться от того факта, насколько же противоположны наши начала с началами древних римлян, несмотря на то, что именно в расово-племенном отношении славяне и италики очень близки (это подтверждается многими лингвистами). Кстати, и легенда о прародителе Энее, от которого произошли предки римлян и род Юлия Цезаря также мифологически подтверждает это племенное родство. По Хомякову троянцы были предшественниками славян, а их вождь Эней или Веней был вождём славянского племени венедов, вендов, ванов и т.д.
Эта противоположность особенно видна уже на самом древне сакральном самоназвании древних римлян: S.P.Q.R. — аббревиатура латинской фразы «Senatus Populus que Romanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи. Был заменён на христианский символ лабарум Константином Великим[1]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/SPQR
Из этой архаической аббревиатуры, до конца раскрыть которую лингвисты пока не могут, следует то, что римляне уже изначально родились в государстве, пронизаны государством и являют в своём архетипе уже готовое государство. (Не случайно у Б. Муссолини, любившим троллить римские истоки, главным принципом явилось выражение: "Всё для государства, ничего против государства и ничего помимо государства")
Фактически, правы те историки, которые считают римскую государственность основой и прото-образцом всей западной государственности. Это мнение также разделяли и славянофилы, считавшие славян изначально "социальным", "бытовым", семейно-общинным, но никак не государственным народом. - И это была сущая правда. Например, Константин Аксаков по этому поводу писал: "Правительством народ быть не должен. Если народ - государь, народ - правительство, тогда нет народа". - Красиво сказано, хотя и небесспорно с точки зрения горькой исторической перспективы (между прочим, анархист Михаил Бакунин считал Константина Аксакова своим учителем и предшественником.)
Упоминать же о первом нашем архетипическом религиозно-философском трактате нашего первого русского митрополита Илариона "Слово о законе и Благодати" даже и не хочется. После него мерзопакостное слово "закон" исчезло из русского правового обихода и было заменено таким тёплым и благодатным словом "Правда". (Но о том, улучшило ли это нашу криминогенную обстановку, историки ничего не сообщают.)
Однако иногда исторические обстоятельства складываются таким образом, что совершается невозможное, потому что "ежели захочет Бог, то побеждается чин естества". Правда, из всех славян самобытную и прочную государственность, некий прообраз первого Рима в лице Третьего Рима, удалось создать только великороссам. Но для этого пришлось совместить несовместимое.
Тем не менее, всё же следует ответить на вопрос, почему же древние римляне уже готовыми, "в пелёнках", родились с государством.
Но об этом в следующий раз - 2."читая Моммзена".
Tags: национальное самопознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments