garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Вторая часть

Вторая часть: Кесарь и Христос

(Первая часть, Двуликий Янус - http://garden-vlad.livejournal.com/878314.html?mode=reply#add_comment )



В чём же можно увидеть некие условные черты сходства личности Цезаря и его деяний с образом Христа и Его Учением? - Казалось бы совершенно разные мировые явления. Первое - целиком принадлежит миру светскому, материальному, сугубо практическому. Практичнее и утилитарнее римлян (в хорошем смысле слова) не было народа в мире, у них даже родная языческая религия насквозь социализирована и утилитарно привязана к исполнению земных функций, от торговли до судопроизводства.
Второе - Явление совершенно из "мира иного", с точки зрения и тогдашних язычников и сегодняшних (по сути дела) неоязычников. Как бы не относиться к тогдашним иудеям, сколько бы не находить в их религии искажений, но не возможно отрицать того бесспорного факта, что вся мирская жизнь тогдашней подвластной Риму Иудеи была насквозь теократична и подчинена чисто религиозному служению. В отличие от римлян не религия служила утилитарно-общественным интересам, но, наоборот, все общественные интересы были так или иначе подчинены религии и вся общественная жизнь (религиозно регламентированная) была сосредоточена вокруг Второго Храма.
(Для римлян же их Храмом всегда являлось их Государство, понимаемое как "общее благо" - respublica, которому должны служить все граждане и сословия, но также и все другие народы.)
Но вот в этой теократической среде явился Христос и объявил даже такое религиозное служение слишком материальным, слишком подчинённым "законам человеческим", а не божеским - "Царство Моё не от мира сего".
Иными словами, трудно придумать себе что-либо более противоположное между великим устроителем мировой империи истинным римлянином Юлием Цезарем и духовным Спасителем мира из глухой римской провинции Иисусом Христом. Один предстаёт перед нами в дубовом венке Победителя мира, а Другой в терновом венке уничиженного и распинаемого Человека.
Что может быть общего, любят иногда восклицать либеральные богословы, между Кесарем и Христом?
И, тем не менее, имеется очень много пророчески общего и символически схожего, однако не поддающееся прямолинейному и рациональному пониманию.
Рассмотрим кратко и без какой-либо системы некоторые черты личности и события жизни Цезаря, которые каким-то таинственным образом предвосхищают духовного и вечного Победителя мира из периферии созданной гением Цезаря Римской Империи.
Самое первое, что бросается в глаза в биографии Цезаря это знаменитый эпизод в период кровавой диктатуры оптимата Суллы, который потребовал от юного тогда Цезаря развестись с самой первой и самой любимой его женой Корнелией (из рода вождя популяров Мария).
Поведение Цезаря было очень значимым, ведь почти в самом начале своей взрослой жизни он готов был пожертвовать ею (!), не раздумывая, ради той добродетели, которую он считал самой высшей. Имя этой добродетели, высоко ценимой и в христианстве, верность. Более того, без Верности до смерти не может быть и никакой настоящей Веры, ведь они одного корня.
Вот как описывает данный знаковый эпизод из жизни доблестного Цезаря обычно осторожный в оценках Утченко: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1359389002

«Однако Цезарь отказался выполнить требование диктатора. Это поставило его в трудное и опасное положение: приданое Корнелии было конфисковано, а сам он лишен права на отцовское наследство. Под с. 44 угрозой ареста, переодетый, больной лихорадкой, он скитался по Сабинской области, меняя каждую ночь убежище. Несмотря на такие меры предосторожности, он все же был настигнут сулланским патрулем, и ему пришлось выкупить свою жизнь за взятку в 12 тысяч денариев.
Но и на сей раз помогли родственники. Мать Цезаря, Аврелия, имела связи в сулланских кругах. Были пущены в ход также девы-весталки, которые, по древнему римскому обычаю, пользовались правом заступничества за осужденных. Сулла даровал помилование молодому и строптивому аристократу. По традиции, скорее всего легендарной, он сделал это очень неохотно, сказав, что ходатаи сами не понимают, за кого они просят, и что в мальчишке сидит несколько Мариев4.»

Как говорится, тогда жизнь юного Цезаря висела буквально на волоске. Кто спас Цезаря от почти неминуемой смерти? Язычники сказали бы, что «судьба», но на самом деле его конечно же хранил промысел Божий, как когда-то он сопутствовал персидскому царю Киру II Великому , завоевателю Вавилона…

Следование этой древнеримской добродетели (верности) буквально пронизывает всю последующую жизнь гения, хотя, разумеется, исключительно в её узком, хотя и «добром», но языческом понимании. Верность своим родичам, своим клиентам, своим друзьям, и даже иногда своим покровительствуемым рабам и гонимым иноплеменникам.
Вот характерный эпизод. Будучи блестящим ораторам, Цезарь иногда выступал в судах по поводу различных тяжб, и однажды ему пришлось защищать одного нумидийца, обвиняемого в неких прегрешения против Рима: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1359389002

«Цезарь защищает знатного нумидийского юношу Масинту, которого царь Гиемпсал якобы несправедливо объявил своим данником. По уверению Светония, Цезарь вел защиту с такой горячностью, с. 65 «что во время спора схватил царского сына Юбу за бороду»55. Поскольку Светоний считает необходимым специально остановиться на этом инциденте, то, очевидно, он все же несколько выходил за рамки обычных норм римской судебной практики.
Несмотря на такую активность, оба выступления Цезаря — и в качестве обвинителя, и в качестве защитника — не принесли ему успеха. Пизона защищал Цицерон и без особого труда выиграл процесс. Что касается нумидийского юноши, то, поскольку дело было тоже проиграно, Цезарю пришлось его укрывать у себя, а затем тайно вывезти из Рима в своей свите, когда он отправлялся после претуры в Испанию. Но, проиграв в одном, Цезарь выиграл в другом, что, вероятно, ценилось в Риме гораздо более высоко: он показал себя безупречным, образцовым патроном, который горячо защищал своих подопечных и отстаивал их интересы56.»

Цезарь никогда не уклонялся от взятых на себя обязательств и всегда оставался верным своему слову даже в самых предельно рискованных обстоятельствах. Всем известен эпизод из жизни молодого Цезаря захваченного пиратами, красочно описанный всеми древними и современными историками. Пираты расценили как шутку от своего молодого пленника обещания того, что если они когда-нибудь попадутся ему в руки, то он, следуя римскому закону, обязательно бы их распял. Наверное, смотрели на него как на свихнувшегося чумарика, святившегося от страха и безнадёжности. Однако после своего освобождения за большой выкуп, Цезарь таки выполнил своё якобы шутливое обещание. Под его личным руководством пираты были пойманы и преданы римскому суду и римской казни вполне в соответствии с нормами римского права: Dura lex, sed lex - закон суров, но это закон.
Иными словами, они были распяты. Однако в некотором нарушении этого закона по личному указанию Цезаря пираты были предварительно заколоты и распяты были уже только трупы. И в этом, как и во многих других случаях из биографии Цезаря, проявилась другая выдающаяся черта его характера как человека и политика – МИЛОСЕРДИЕ, которое оказывалось в действиях Цезаря завоевателя и полководца (да и политика!) даже выше обоготворяемого римлянами принципа неумолимого правосудия.
Разумеется, понимание милосердия Цезарем было сугубо языческое и если требовали обстоятельства, то он, не колеблясь, проявлял самую непреклонную римскую беспощадность.
Однако же если обстоятельства всё же как-нибудь, с какого-то боку, позволяли такую возможность, то этот гений промысла Божия как правило проявлял милосердие и никогда не допускал напрасной жестокости. Кстати, можно заметить, что и реинкорнация Цезаря в Новое время – Наполеон также отличался подобным качеством, хотя и не в такой мере.
Например, после первых залпов своей батареи по восставшим роялистам в 1795г., вынудившим роялистов отступать от Конвента, Наполеон сразу же приказал прекратить огонь, дабы не добивать отступавших картечью и не проявлять бесполезной жестокости.
Следующие промыслительные достоинства Цезаря, пусть по язычески несовершенные, но прообразующие и предворяющие образ истинного Царя Мира («не от мира сего»), явившегося в мир через примерно полста лет после злодейского убийства самого Цезаря, облагодетельствованными им иудами, рассмотрим в следующий раз.
Конец второй части
Tags: в поисках вождя
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    https://t.me/vysokygovorit/1819 Гитлеровская армия была монстром. Апофеозом развития военной мысли, техники, человеческого ресурса. Никогда до…

  • Дневник обозревателя

    Так за что же НА САМОМ ДЕЛЕ поднимал свой знаменитый тост За Русский Народ И.В. Сталин на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии,…

  • Дневник обозревателя

    Экономические прогнозы и попытки предугадать будущее. Размышлизм интересный, но чересчур фатальный. При чтении возникает больше вопросов, чем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments