garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Двуликий Янус Антихриста

Giano

Первая часть:

В русской литературоведческой традиции принято считать, что князь Мышкин в романе Достоевского "Идиот" является каким-то условным про-образованием образа Христа, каким-то "почти" Христом, в случае если бы Он смог оказаться "просто человеком" без всякой своей божественной силы. Так, например, заключает один литературовед: http://kniga.websib.ru/article.htm?no=94
" Зачем князь Мышкин приходит в мир? За тем же, что и Достоевский. Его миссия - миссия спасения <...> Вполне понятно, что Достоевский тоже ощущал себя апостолом Христа, апостольское служение которого заключалось в писательском творчестве" (С. 320). И далее: "Самопожертвование князя отвечает главной идее Достоевского-философа: принести людям в жертву свое "Я", тем самым стать личностью <...> "высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, - это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно". Такое безграничное самопожертвование видим мы в князе Мышкине - и в Христе". (сборник под редакцией Касаткиной)
Мысль эта не лишена верности, но одновременно и с этим некоторой опасной двусмысленности, впрочем, как и вся достоевщина. Потому что в этом повреждённом мире оставаться до конца "положительно прекрасным человеком" (образ которого днём с огнём искала в 19 веке вся русская литература) способен и уполномочен только один Бог (да и то, лишь на краткое время). Всё остальное, находящееся вне божией силы и благодати (не говоря уже о прямом отождествлении - это было бы чистым богохульством) может являть в нашем порочном мире лишь карикатуру (той или иной степени порочности).
Правда, и карикатура может быть разной, например, доброй или злой. В этой связи, и по моему разумению, образ Дон Кихота Сервантеса - это гениальная, но и вместе с тем добрая карикатура на Христа, которой всё христианское человечество до сего дня умиляется и прощает от чистого сердца причуды и благоглупости этого "рыцаря печального образа". Но совсем иное впечатление производит образ кн. Мышкина, да и вся достоевщина в целом. Она - опять же по моему мнению - являет образ злой (а иногда и демонической - образ Великого Инквизитора) карикатуры на Христа, приводящей читателя в смущение и вызывающий противоречивые выводы. Например, если из Дон Кихота Сервантеса вряд ли можно сделать антихристианские выводы, то из Идиота да и всей достоевщины - очень даже просто. Уж очень близко и тесно у Достоевского соприкасается и борется друг с другом Божье начало с демоническим. Порой так тесно, что и различить трудно.
Например, Ф. Ницше сделал такой вывод из чтения Достоевского: http://www.gazetaprotestant.ru/2013/05/zlo-i-demonizm-v-proizvedeniyax-n-v-gogolya-i-f-m-dostoevskogo/

"И не прав был Ницше, посчитавший, что Достоевский разгадал тайну Христа, признав его идиотом, что выразил иносказательно через заглавие одного из своих романов. Напротив, Ф.М. Достоевский благоговел перед Христом, с Евангелием он ушёл на каторгу, и с Евангелием на груди умер. Если нет Бога, нет бессмертия, тогда всё бессмысленно, абсурдно, и тогда всё позволено, и нельзя будет удержать человека, убедить его поступиться своими эгоистическими интересами. «Широк, слишком широк человек»." (Из статьи П.Е. Матвеева "Зло и демонизм в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского")

Но оставим эту тему литературоведам и лучше зададимся вопросом, а могла бы аналогичная "карикатура" в виде конкретной человеческой личности проявить себя в живом потоке мировой истории? - Не только могла, но и должна, согласно пророчествам об Антихристе и Последних временах (Апокалипсисе).
В христианской богословской традиции имеется два понимания личности Антихриста, т.е. в конечном итоге зловещей Карикатуры на Христа.
Не вдаваясь в слишком глубокие богословские дебри, по моему мнению представление об Антихристе всегда двоилось: сначала (в первой ипостаси) им должен быть некий гениально одарённый молодой человек, который "почти как Христос" сумеет (но "во имя своё") завоевать расположение человеческих масс своими добрыми делами земного благоустройства. Он с восторгом и воодушевлением должен быть встречен соблазнённым человечеством до такой степени, что и многие "избранные соблазнятся". Однако впоследствии (на окончательном этапе) Антихрист должен будет явить миру своё подлинное демоническое лицо, безусловно злое, губительное и самоистребительное.
Как представляется, обе эти ипостаси Антихриста были блестяще явлены в центре мировой истории по обе стороны от времени Первого Пришествия Христа в мир в начале 1-ого века н.э. Первая и как бы добрая ипостась явилась в образе самой гениальной и величайшей в роде человеческом личности Юлия Цезаря - творца Всемирной Римской Империи, годы жизни: 12 или 13 июля 100 года до н. э. — 15 марта 44 года до н. э.
Вторая и демоническая ипостась Антихриста явилась промыслительно в почти самом начале Империи в образе одержимого сатанинскими страстями императора Нерона (15 декабря 37г. — 9 июня 68г.) - первого кровавого гонителя христиан. Получилось так, что в преддверии Христа сначала был промыслительно явлен образ доброй карикатуры на Христа-Спасителя в личности Цезаря, этого как бы Спасителя Римского мира (по идее - всей человеческой ойкумены!), но почти сразу же после Первого Явления Христа был пророчески явлен в своём окончательном обличье сатанинский образ Антихриста, уже без всяких декораций и в виде уже безусловно злой карикатуры.
По-видимому, в самом Конце Времён и в преддверии Апокалипсиса миру будет явлен личностно цельный, но двух ипостасный облик Антихриста, но сейчас пожалуй было бы более познавательно обратиться к гениальной личности Юлия Цезаря, несомненно по воле Божией, оказавшимся своеобразным "добрым" мирским Предтечей (от добрых язычников) будущего христианского мира и будущей вселенской христианской Церкви. Но о личности Юлия Цезаря во второй части.
Tags: Двуликий Янус Антихриста
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    (Репост с небольшими исправлениями) Исходя "от противного". Может быть стоит посмотреть на цену Победы и под таким углом зрения. Размышлизмы и…

  • Дневник обозревателя

    Неудобные вопросы или последняя скрепа. Интересная и актуальная статья М.В. Назарова (хотя в чём то может быть и не бесспорная): полный текст…

  • Дневник обозревателя

    Известную формулу - есть ложь, есть большая ложь и есть статистика - следовала бы дополнить: а также есть и самая фантастическая ложь - это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments