garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Category:

А.С.Хомяков "Об общественном воспитании в России"

Вечно-актуальные мысли. А.С.Хомяков "Об общественном воспитании в России":

В сущности (немного упрощая), все представления о правильном устроении общества исходят из двух основных воззрений: или представление об обществе как живом организме, развивающимся на основе богоустановленных "традиционных началах", или же общество развивается как случайно-самочинное скопище изолированных индивидуумов, объединённых лишь текущими и преходящими материальными интересами. Первое воззрение опирается на прочные и объективные основания, второе же насквозь субъективно и произвольно. Субъективно-протестантский взгляд на общественную жизнь лишает её прочных ориентиров и ценностей, и в конечном итоге обрекает общество на деградацию и вырождение.

Поэтому здоровое общество, опирающееся на объективно богоустановленные начала имеет право и обязанность охранять эти начала и решительно пресекать все попытки поколебать общественные устои: http://dugward.ru/library/homyakov/homyakov_ob_obchestvennom_vospitanii.html

"Из всего определения воспитания следует, что оно есть дело всего общества в обширном смысле слова и что оно, по-видимому, должно быть предоставлено самому обществу без всякого вмешательства правительственной власти, но такой вывод был бы несправедлив. Нет сомнения, что государство, признающее себя за простое или, лучше сказать, торговое скопление лиц и их естественных интересов, как, например, Северо-Американские Штаты, не имеет почти никакого права вмешиваться в дело воспитания, хотя и они не дозволили бы воспитательного заведения с явно безнравственною целью; но то, что в государстве, подобном Северной Америке, является только сомнительным правом, делается не только правом, но прямою обязанностью в государстве, которое, как земля Русская, признает в себе внутреннюю задачу проявления человеческого общества, основанного на законах высшей нравственности и христианской правды.
Такое государство обязано отстранить от воспитания все то, что противно его собственным основным началам. Такова разумная причина, из которой истекает необходимость прямого действия правительственного на общественное образование.
Впрочем, это действие, как я сказал, есть действие только отрицательное. Право на действие положительное по-видимому сомнительно, но и это сомнение исчезает при внимательном рассмотрении. Во всяком обществе кроме потребностей постоянных и общих могут явиться потребности временные, частные, на которые еще оно отвечать не умеет. Для удовлетворения этих потребностей могут быть нужны учебные заведения, исключительные и временно необходимые до той поры, когда само общество вполне поймет свои новые задачи и будет в состоянии свободно удовлетворять свои новые требования. Это право, бесспорно, должно быть допущено всяким государственным законодательством. Таким образом, положительное вмешательство правительства в дело общественного образования также законно, как и отрицательное его влияние, а все то, что составляет право правительства, составляет в то же время часть его обязанности. Итак, в число прямых обязанностей правительства, верно выражающего в себе законные требования общества, входят устранение всего, что противно внутренним и нравственным законам, лежащим в основе самого общества, и удовлетворение тех потребностей, которых само общество еще не может удовлетворить вполне."
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments