garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Немного о кн.Владимире Красное Солнышко

кн.Владимир Святой

Немного о кн.Владимире Красное Солнышко (в рамках юбилейного года памяти Владимира Святого).
Странное дело, но почему то этому истинно русскому князю, совершившему подвиг Крещения Руси, как в литературно-исторической области, так и в церковной практике, уделяется мало внимания, в основном чисто ритуальное. Например, много ли современных прихожан молятся князю Владимиру или заказывают молебны на его имя. В дореволюционный период много внимания к личности (вернее, народному образу) Владимира уделяли славянофилы в рамках его воздействия на русское народное сознание, между прочим они установили очень важный факт. Сказания и былины о великом князе в основном сохранились в провинциях северо-восточной и даже северной Руси, но они практически полностью отсутствуют у украинцев. Это характерное обстоятельство чётко указывает на тот бесспорный факт, что современные украинцы не имеют никакого отношения к древним и коренным обитателям Киевской Руси, после монгольского нашествия большая часть населения откатилось на северо-восток, остальная была уничтожена или будучи отброшенной в польско-литовские области была полностью абсорбирована в чуждую культуру и тип религиозности.

Интересная статья на эту тему Михаила Прокопа "Странички правдивой истории Юго-западной Руси" - http://www.ukrstor.com/ukrstor/prokop.html

Эксклюзив:

"Конечно, "украинцы" легко присваивают себе историю княжеской древней Руси, но делать это могут только лица, абсолютно не сведущие в русской истории, ибо именно древняя Киевская Русь породила Русь Московскую. Этому своему детищу, плоти от плоти и кости от кости передала Киевская Русь свою династию, туда переехал "митрополит Киевский и всея Руси", а вместе с ними переселенцы, усилившие и укрепившие Московское Княжество и давшие ему возможность возвыситься над более старинными городами северо-восточной Руси.

В XIX веке собиратели народного изустного творчества с удивлением установили, что именно в устной памяти северо-восточного на-донаселения России сохранились древние былины о князе Владимире Ясном Солнышке, Илье Муромце и т. п. Населению южной России эти былины известиы яе были и это более чем что либо другое подтверждает отход большинства населения киевских областей в ХШ в. з область Руси Московской и замены его новым пришлым людом. Если же верить аб-судрной украинской теории об татарском происхождении "москвичей", то нужно признать, что сто смешанное племя оказалось более способным к восприятию и запоминанию истории и народного творчество Киевской Руси, чем приднепровские славяне, у которых пямять о киевской древности стерлась и их заменили исторические думы более позднего времени."

- Это очень показательный факт, самая главная и символическая фигура Киевской Руси является совершенно чуждой и инородной современному украинству.



Как же отражается образ кн.Владимира в подлинно русском сознании (вернее в народном подсознании)? - Об этом прекрасно написал славянофил Константин Аксаков в своей работе: "Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням" -
http://az.lib.ru/a/aksakow_k_s/text_0080.shtml



"Теперь обратимся к народной нашей эпопее... и вот, властью народного
долговечного слова, перед нами возникают во всей своей жизни: Киев, пиры
бесконечные и могучие витязи, собравшиеся вокруг великого князя Владимира.
Много их сидит на богатырской скамье; не по аристократическому праву
породы занимают они это почетное место. Аристократическое понятие,
образовавшееся на Западе рыцарством, не существовало в древней Руси. На
богатырской скамье сидит и Ставр, богатый боярин, и Алеша, сын попа, и Иван,
сын гостя (купца), и наконец Илья Муромец, крестьянин. Всем им ровный почет.
Двор князя Владимира всегда открыт: на дворе его княженецком врыты дубовые
столбы, в столбы ввернуты булатные кольца. Приезжает богатырь, привязывает
ретивого коня к булатному кольцу, потом идет в светлую гридню, молится
Спасову образу, кланяется князю со княгинею и на все четыре стороны. - Этот
последний, общественный, всем равный, поклон, невольно рисующий множество
народное, удержался и доныне. Великий князь спрашивает богатыря о роде и
племени, велит поднести или сам подносит турий рог меду сладкого. Богатырь
выпивает, садится на богатырскую скамью и пирует. Среди пированья, в тот
час, как будет день в половину дня, будет пир в полупире, Владимир-князь
распотешится, ходит по своей гридне, расчесывает черные кудри и предлагает
подвиги богатырям. Один из них вызывается, выпивает подносимую чашу, и
тогда:

Разгоралася утроба богатырская,
И могучие плечи расходилися.

Богатырь едет в дальний путь, на трудный подвиг и прославляет вновь
свою богатырскую силу.
Вот общий очерк событий, конечно, различных между собою, нашей народной
эпопеи, но содержание ее, как мы сказали, лежит не в событии, а в жизни
самой. Теперь постараемся определить общий характер нашей эпопеи.
Праздник, пир - составляет колорит Владимировых песен; но этот пир, как
и вся жизнь, имеет христианскую основу. Христианство есть главная основа
всего Владимирова мира. На этой-то христианской основе является богатырская
сила и удаль молодого, могучего народа. - Эти пиры, эта жизнь имеет и
всерусское значение; видим здесь собранную всю русскую землю, собранную в
единое целое христианскою верою, около великого князя Владимира,
просветителя земли русской. Радость, проникнувшая жизнь, после возрождения
Христовым учением, является, как праздник, как постоянный братский пир (это
особенно ясно из слов летописи).

Богатыри, бояре, купцы, крестьяне и всякие
гости съехались в Киев со всех сторон. Из Ростова Великого - Алеша Попович и
Еким Иванович, из Галича - Казарин Петрович и Дкж Степанович, с юга России -
Дунай сын Иванович; Добрыня Никитич - родом из Рязани (по песням); из
Великого Новогорода - Ставр-боярин; Чурила - из-под Киева; наконец, из
Мурома - Илья Муромец Иванович; о родине других говорится неясно. Могучий,
пирующий хор богатырей в то же время хранит землю русскую от врагов и
хищников.
Женщины принимают деятельное участие в этой громкой жизни подвигов. Они
часто также носят куяки {9}, панцири, кольчуги, также выезжают в поле искать
бранных опасностей. Сила их иногда не уступает мужской. Такова
Настасья-королевишна, на которой женился Дунай, сестра
Афросиньи-королевишны, супруги великого князя Владимира, отличавшейся
влюбчивым сердцем. Такова жена Ставра-боярина Василиса Микулишна
(Николаевна). Прибавим, в дополнение к этой мужественности женщин, образ,
совершенно русский, Царь-девицы; вспомним предания об амазонках, о чешской
Власте {10}, и все это вместе, утверждая за славянской женщиной
независимость и равные права с мужчиной даже в ратном деле, совершенно
уничтожает тем самым всякую мысль о рабстве или угнетении женщин у славян.
Отношения богатырей к великому князю почтительны, но неподобострастны;
они вольно собрались вокруг него, зовут его красным солнцем, солнцем
киевским, охотно служат ему службы; но ни в чем не выражается униженное их
отношение к великому князю.
Битвы и подвиги, свадьбы и пиры составляют внешний строй этой жизни, в
которой слышится воля и приволье. Но весь этот шумный мир, еще много
хранящий в себе следов недавнего язычества, проникнут уже, как сказали мы
выше, лучами Христовой веры. Таким образом, первое и главное, что выдается
из этого мира Владимировых песен, - это христианская вера; она постоянно и
всюду основа жизни; особенно слышится это в песне о Калине-царе, особенно
видится даже и в сказочном образе Ильи Муромца, причтенного в действительной
жизни нашей церковью к лику святых. Все богатыри - православные, и постоянно
повторяется богатырское присловие, когда приезжает православный витязь к
неправославному государю:

Нету у тя Спасова образа,
Некому у тя помолитися, -
А и не за что тебе поклонитися.

Вместе и согласно с началом христианской веры выдается начало семейное,
основа всего доброго на земле. Богатыри почтительны к отцу и матери. Так
Добрыня, отправляясь на трудный подвиг, просит благословления у матери; так
заступается за мать Горден, так с родительским благословением едет на
подвиги Илья Муромец. Но особенно ярко проявляется то же начало в позднейшей
песне новгородской об удалом Василье Буслаеве; Василий со своей дружиной
перебил почти весь Новгород в заранее условленной с ним схватке; тогда
мужики (мужи) новогородские идут к его матери просить защиты, она посылает
за сыном девушку Чернавушку, та идет, схватывает Василия за руки и тащит к
матери, которая сажает его за замки и затворы. Как бы ни старались в слове
"тащить" найти другой смысл, отношения сыновние Василия к матери очевидны.
Итак, сила богатырская является у нас, осененная чувством православия и
чувством семьи: без чего не может быть истинной силы.""


- Какое глубокое проникновение в архетипические черты русскости у Константина Аксакова, да и у всех славянофилов.
Вечное радостное пиршество, торжественный праздник жизни, доступный для всех без различия "чинов и званий", мечта о сказочном преодолении ненавистного закона мира сего (закона борьбы за существование), а с другой стороны сильное влияние женского начала как последствие сарматско-матриархального влияния - все эти два элемента как то причудливо, но и органично слились в светлом, хотя и по русски противоречивом, образе кн. Владимира Святого. Ведь и его почти сказочное женолюбие тоже не случайно. Но удивительно то, что эти в целом языческие черты как то удивительно преемственно преобразуются в новое христианское восприятие. Как будто бы не было никакого исторического и религиозного разрыва. Скифо-сарматский сакральный Колаксай (Царь Солнце) в народном подсознании превращается во Владимира Святого, ласкового, гостеприимного и доступного для всех царя-батюшки Владимира Красное Солнышко.

Subscribe

  • Дневник обозревателя

    РПЦ недвусмысленно откликнулась по теме чудовищных пыток в системе ФСИНа. Конечно, такая реакция может показаться некоторым посторонним наблюдателям…

  • Дневник обозревателя

    Немного по теме: ЭТО ДРУГОЕ. С 25 октября и аж да 25 февраля следующего года вступает в действие указ Мэра о локдауне для тех кому плюс60 лет. Это…

  • Дневник обозревателя

    В каком направлении идёт продолжающийся системный и демографический кризис? - "Россиянство" заменят на концепцию "наличного населения РФ"? -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments