garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Великая среда. Последние поучения Христа Спасителя

Что можно было бы особо выделить из последних поучений Христа Спасителя? Разумеется, что всё сказанное тогда Господом имеет равноценное и пророческое значение, именно поэтому евангелисты так подробно и рассказали о последних проповедях (особенно ап.Иоанн).
Но в силу определённой актуальности хотелось бы обратить внимание на один важный момент этих поучений, а именно на ответ Иисуса на искусительный вопрос книжников,  уже твёрдо решивших убить Его,  о подати Кесарю (Мф.22:15-22, Мк.12:13-17, Лк.20:20-26).
В ответе Иисуса о податях Господь дал всем последующим поколениям христиан и Своей Церкви единственно верный критерий в решении вечно актуального вопроса об отношении к государству и вообще к земному благоустройству.
Какие практические выводы можно сделать из этого ответа Христа ("итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу")?
Каким бы нелегитимным и "антинародным" не казалось бы (или действительно являлось таковым) христианам существующее государство (даже "оккупационное" как в Иудее в то время) христианской Церкви его следует признавать как реально существующий факт. А потому следует отдавать соответствующие "подати" и добросовестно выполнять все госуд. и общественные обязанности.
Однако "признавать",  так сказать,  в формате дипломатического протокола вовсе не означает его внутреннего принятия или же "дружбы" с государством как таковым. Господь недвусмысленно чётко разграничил материальную природу любого земного царства от чисто духовного Царствия Божьего. О чём Он прямо засвидетельствовал Пилату: "Царство Моё не от мира сего" (Ин.18:36).
Но следует ли из этой строгой разграниченности мирской и духовной сферы вывод о принципиальной индифферентности христиан и Церкви к важным вопросам общественно-политической жизни? - Нисколько!
Христиане в качестве мирян или граждан не только могут, но и обязаны бороться с общественными пороками и злоупотреблениями. Однако эта борьба не должна превращаться в некую самоцель или отягощаться революционными страстями.
Тоже самое относится и к Церкви. До каких пределов следует сохранять лойяльность к властям придержащим и молчать относительно злоупотреблений, затрагивающих социальные условия выживания "коренного населения"? - Повидимому, таким пределом церковного терпения является (во первых) грубое вмешательство Кесаря в сферу духовной жизни Церкви и (во вторых)  предельно криминальное перерождение государства, превращающего его - по словам бл.Августина - "в шайку разбойников".
Говоря иначе, до тех пор пока сохраняется хотя бы минимум фундаментальных правовых норм, - единственно отличающих любое государство от обыкновенной "шайки разбойников", - Церкви следует сохранять лойяльность. Ибо по словам ап.Павла гос. "начальник" "не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (К Рим.13:4).
Т.е. до тех пор пока госслужащий выполняет свои нормальные обязанности. Однако с того момента,  когда этот "начальник"  "с мечём" сам начинает выходить на большую дорогу, то наступает тот крайний предел, когда молчание недопустимо...
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Здравые мысли. Осторожно, "православный" сталинизм и "православный" социализм. https://t.me/tsarkrest/2941 Многие православные давно приметили,…

  • Дневник обозревателя

    Когда Хам пришёл к власти в 17г. и бесовские силы устроили свой шабаш в стране, поменялась не только структура общества и народного хозяйства,…

  • Дневник обозревателя

    Памяти Николая Гумилёва. Это стихотворение можно было бы назвать так: о смысле жизни и один из вариантов ответа. Николай Гумилев Выбор…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments