Что такое государства и его власть? - Божественное установление? - Но почему тогда так героически сопротивлялись первые христиане языческой идее обожествления государства. "Бога бойтесь, царя (всего лишь) чтите" - 1 Петра 2:17 . Христианство, отвергая пантеизм во всех его формах, расколдовало мир во всех его ипостасях. Государство (и его лидер) всего лишь человеческое установление ради легитимного исполнения человеческих и божественных законов (с приоритетом последних в христианском государстве, но не более того).
Не Божественная воля лежит в основании государства, но братоубийство: в Библии это убийство Каином Авеля (именно Каин является сакральным основателем городов и государства), а в великом Риме (универсальный архетип всякой госвласти) это убийство Ромулом Рема. Бл. Августин вообще считал, что государство как аппарат насилия ничем в принципе не отличается от любой упорядоченной разбойничьей шайки, единственным, но принципиально важным (!), отличием между нею и государством является лишь наличие Закона, устанавливающего правовые взаимоотношения между правителями и управляемыми, между властью и народом.
Средневековая попытка соединения Христа с Кесарем была благочестивым компромиссом, призванным усмирить варварские массы (в которых были сильны языческие пережитки) авторитетом Церкви. Однако с наступлением Нового времени и развитием "буржуазного индивидуализма" государство утратило ореол сакрального института, а личность монарха по факту стала восприниматься обществом как личность всего лишь верховного управленца.
Тем не менее, в революционный период перехода от средневековых монархий к современным "национальным государствам" иногда возникал запрос на сильного авторитарного управленца, который был бы способен преодолеть трудности и противоречия переходного периода. Таким управленцем мог быть только очень харизматичный лидер (вождь), способный с одобрения народа короновать сам себя. Но можно ли считать такого "самочинного" лидера исключительно под углом зрения отречения от Богоустановленных законов и добропорядочной Традиции. Всё следует оценивать в контексте исторической ситуации. Например, именно Наполеон был тем "сыном революции", который смог усмирить её разрушительную стихию и по ходу своей деятельности оказался тем мудрым Реконструктором который смог восстановить мир в обществе, посильно и в обновлённом виде восстановить правовые установления (Кодекс Наполеона) и добропорядочную традицию (права религии и права традиционных ценностей).
А.С.Хомяков о Наполеоне:
Не сила народов тебя подняла,
Не воля чужая венчала,
Ты мыслил и властвовал, жил, побеждал,
Ты землю железной стопой попирал,
Главу самозданным венцом увенчал,
Помазанник собственной силы !
Не сила народов повергла тебя,
Не встал тебе ровный противник;
Но тот, кто пределы морям положил,
В победном бою твой булат сокрушил,
В пожаре святом твой венец растоптал
И снегом засыпал дружины.
Скатилась звезда с омраченных небес,
Величье земное во прахе !..
Скажите, не утро ль с Востока встаёт?
Не новая ль жатва над прахом растет?
Скажите!.. Мир жадно и трепетно ждёт
Властительной мысли и слова!..
[ Конец 1841 ]
Оригинал взят у
Коронация Бонапарта не была похожа на традиционную процедуру – она была поистине революционной. О том, каким особенным императором был Наполеон I, размышляет Арсений Замостьянов.