- Ответ, как говорят, лежит на поверхности. "При прочих равных условиях" (т.е. если понимать федерализацию серьёзно, а не декоративно в духе какой-то "децентрализации") потенциал русско-российской идентичности во много раз богаче и привлекательнее убогой аграрно-примитивной и искусственной украинской идентичности (даже понимаемой в самом благожелательно-снисходительном смысле). Правда, всего этого в своё время не понимали фольклорные романтики или пионеры украинского национализма типа М. Грушевского, а потому они были сторонниками украинского федерализма.
Однако когда т.н. Украина получила незалежность, то сразу же обнаружилась вся искусственность этой государственности, киевско-западенская элита которой быстро поняла, что наполнить эту фальшивую государственность каким-то более или менее единым составом можно только прибегая к мощному административному ресурсу.
Любое настоящее развитие федерализма неизбежно бы давно уже развалило Украину на две или три части. Всё это ясно и без всяких социологических анализов и лежит на поверхности, а потому упор наших властей на план какой-то "федерализации" вызывает большие сомнения в искренности таких планов. Совершенно очевидно, что на него никогда не согласится ни украинская элита, ни тем более подвергнувшееся чудовищному насилию прорусское население Юго-Востока и Новороссии.
Единственным цивилизованным путём решения украинского вопроса является не "федерализация", но полное размежевание между разнородным частями бывшей Украины со свободным выбором русских, нейтральных или прозападных приоритетов.