"У меня, как и у очень многих нынешних российских людей, годы войны и революции и в особенности большевизм весьма прочно вколотили в голову твердое убеждение в том, что ни одна историко-философская и социалистическая теория не стоит ни одной копейки. Конечно, гегелевский мировой дух почти так же занимателен, как и марксистская борьба классов. И философские объяснения прошлого можно перечитывать не без некоторого интереса. Но как-то так выходит, что ни одна теория решительно ничего не может предсказать на будущий день. Более или менее удачными пророками оказывались люди, которые или только прикрывались теорией или вообще никаких дел с нею не имели".
Вспоминается время после смерти Брежнева, когда по многочисленным "Голосам" вся орава политологов-советологов начала в эфире дружно предсказывать ближайшие перспективы развития СССР. И ни один из них тогда не попал пальцем в небо. Правда, обосновывали они тогда свои великомудрые предсказания различными социологическими теориями и соцнаблюдениями. Однако ценность этих социологий оказалась столь же никчемной как и универсальные философские идеи 19-20 веков.
- Вот самый последний пример гадания на
"Социологи из «Левада-центра» произвели очередной замер градуса протестных настроений в российском обществе.
Судя по результатам проведенного ими соцопроса, респонденты пока отдают предпочтение внешнему фактору в объяснении социально-экономических неурядиц и не собираются помогать геополитическим конкурентам РФ раскачивать нашу государственную лодку. Так, всего 8% опрошенных выразили готовность принять участие в митингах и иных акциях протеста под политическими лозунгами. Экономическая мотивация выйти на улицу чуть сильнее – выступить против падения уровня жизни и в защиту своих экономических прав готовы примерно 12% респондентов. Правда, саму возможность проведения акций с социально-экономическими требованиями не исключают уже 17% (высокий потенциал у протестных мероприятий с выраженной политической окраской видят 12%).
Так или иначе, как подчеркивают исследователи, это одни из самых низких показателей за последние годы."
Надо заметить, что и эксперты, подвергнув скептической оценке выводы подкремлёвского левада-центра, также не смогли сказать что-нибудь вразумительное, кроме самых туманных фраз. Пожалуй, немного заинтересовало мнение В. Хомякова:
"Сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков обратил внимание, что результаты опроса «Левада-центра» подтверждаются известной теорией пассионарности Льва Гумилева.
– Согласно представлениям нашего великого соотечественника, пассионарных людей в любом социуме порядка 5-7%. Причем как в позитивном, так и в негативном смысле этого слова. В нашем случае одна часть обладателей избыточной внутренней энергии хочет сохранить государство, а другая уничтожить его. Все остальные - ни то, ни се. Ситуация зависит не от того, сколько людей завтра захотят выйти на улицу (кстати говоря, 8% и 12% это достаточно много). Это число всегда примерно одинаково. Гораздо важнее, как к этому отнесется «болото», состоящее из прагматиков, которых интересует только собственный карман. Направленность их действий будет зависеть исключительно от характера изменившихся обстоятельств.
Давайте вспомним хрестоматийную ситуацию – февральскую революцию 1917 года. Казалось бы, всего за пару месяцев до февраля никаких предпосылок для возникновения революционной ситуации не было: ни бунтов, ни волны забастовок."