garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

im578x383-byc8vujiaaau1wm
Игорь Иванович Стрелков с котом и в тапках.

Увы, грустит и скучает, подлая шестая колонна оторвала от его любимого призвания. Теперь никакого драйва, сиди с котом в интернете да пиши сказки для детей. Скучища.
Как же всё же многообразен и удивителен мир, сколько типов людей и личностей с самыми разнообразными наклонностями и призваниями. Но тип личности Стрелкова особенно интересен и многозначителен (но и многозначен).
Например, вот это качество его личности - "для кого война, а для кого и мать родна" (- в самом хорошем смысле слова и без всякой иронии). Причём, особо следует заметить, что это качество ярко проявилось в русском и (как кажется) довольно мечтательном и внешне мягком человеке, а не в каком-нибудь свирепом чеченце или арабском абреке-фанатике.
Как это понять или истолковать? - Почему такая вопиющая несообразность, но в то же время она интуитивно понятна и даже близка и симпатична (впрочем, тоже лишь определённому типу людей).
Для понимания такого типа пассионариев-романтиков лучше всего обратиться ко всемирно известному образу Дон-Кихота в той глубокой психологической интерпретации, которую дал ему наш великий Достоевский в Дневнике писателя. Разумеется, Дон-Кихот это почти неправдоподобный литературный гротеск, однако главная черта его состоит вовсе не в каких-то нелепых благоглупостях и полной неспособности к обыкновенной практической жизни. Житейская непрактичность - это не главное, ведь Санчо Панса, верный его оруженосец, такой практичный, такой внешне здравомыслящий простолюдин и хороший семьянин, но в сущности - точно такой же Дон-Кихот только в более приниженном уровне, в менее интеллигентном и менее экзальтированном виде. Если первый хотел победить Мировое Зло, сражаясь с ветряными мельницами, то второй готов был удовлетвориться и скромным островом. Однако, это всё пустяки, даже для пассионариев конквистадоров, шедших искать несуществующую Эльдорадо, главным было вовсе не мифическое золото, но сама мечта о нём. Здесь можно и уместно вспомнить нашего славянофила Ивана Киреевского с его изречением из написанной им философской сказки: "Суета все, что обольщает желания человека, и чем
пленительнее, тем менее истинно, тем более суета! Обман
все прекрасное, и чем прекраснее, тем обманчивее; ибо
лучшее, что есть в мире, это - мечта".
( волшебная сказка "Опал" - http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr-xx/kir001.htm?2/3)
Главной чертой всех этих пассионариев дон-кихотов были вовсе не те или иные практические или фантастические цели, но само неодолимое стремление выйти за пределы повседневного бытия (окаянные фрейдисты назвали бы это - "сублимацией либидинозного влечения"). Для них как бы не существует грань между пошлой реальностью и неким идеальным или воображаемым миром. Вообще-то говоря, эту грань до сего дня не смогли найти и доказательно определить даже самые выдающиеся философы, но она всегда подразумевается интуитивно на уровне здравого смысла.
Но что такое "здравый смысл" для всех пассионариев, или даже для их деградировавших подобиях (по Гумилёву "субпассионариях"). Вот максима для этого рода личностей: жизнь как игра и игра как жизнь. Не так давно СМИ рассказали об одном случае, как один страстный любитель в компьютерные игры в танчики, проиграв всю ночь, покончил жизнь самоубийством, потому что потерпел виртуальное поражение, однако, утратив восприятие грани между реальностью и игрой, воспринял это самым трагическим образом.
Конечно, настоящие пассионарии не доходят до таких курьёзов, масштабы их личностей и воображаемых целей намного значительнее. А последствия некоторых подвигов иногда приходится расхлёбывать много лет и поколений. И тем не менее, пассионарии это яркие звёзды в зыбком мираже нашей неподлинной жизни, с её чередой преходящих образов и "явлений".
Но где найти эту подлинную жизнь? - На этот вопрос никто не сможет дать какого-либо вразумительного ответа, потому что ответ на него лежит в совсем иной сфере.

Заключил бы эту опасную тему о природе и значении пассионариев ("великих людей") известными критическими мыслями Ивана Солоневича о том, что лучше всего (во всяком случае для большинства "обыкновенных людей") не допускать подобных неординарных личностей до слишком большой власти, ибо последствия могут быть очень затратными. А потому он видел в своём варианте "народной монархии" определённую преграду от слишком непредсказуемых пассионариев:
"Основное преимущество монархии (повторяю еще раз: я говорю только о русской монархии) заключается в том, что власть получает средний человек, и получает ее по бесспорному праву случайности; по праву рождения. Он, как козырный туз в игре, правила которой вы признаете. В такой игре такого туза и Аллах не бьет. Этот средний человек, лишенный каких бы то ни было соблазнов богатства, власти, орденов и прочего,- имеет наибольшую в мире свободу суждения". - и т.д. - http://www.isihazm.ru/?id=450

Правда, такое суждение Солоневича (кстати, есть аналогичное мнение и у А.С.Хомякова) наиболее правдоподобно для спокойных и мирных времён, но на крутых поворотах истории без пассионариев всё же не обойтись...
Tags: о пассионариях
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Мнение "Спутника и погрома". Написано грозно, может быть немного через чур. https://t.me/rightcourse/42729 [Переслано из Спутник и Погром]…

  • Дневник обозревателя

    Итак, тема поисков своих исконных корней начинает охватывать и популярное инфо-пространство. На Дзене появилась интересная, хотя и несколько…

  • Дневник обозревателя

    Любопытно наблюдать как в последнее время некоторые ключевые темы генезиса Др. Руси становятся ареной яростной идеологической борьбы. Скандально…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments