Category:

Дневник обозревателя

Gamaun

Ещё немного о сакральных птицах Др. Руси.
Помимо райских птиц Сирина и Алконоста, внимание также привлекает вещая птица Гамаюн, предсказывающая будущее, как правило, различные беды и несчастья. Этакая мифологическая русская Кассандра в образе птицы. Наши неоязычники уже успели создать много легенд вокруг этой птички (что-то наподобие "Велесовой книги"), происхождение которой явно иранское: "В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумайя" (а также богатства, удачи, счастья). Однако у нас она закрепилась в основном в образе предсказательницы бед. Это особенно выразительно отражено в стихотворении Александра Блока:

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..


Правда у Высоцкого в "Куполах" Гамаюн трактуется ближе к иранскому варианту:
"Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!"


Однако как ни интригующе и романтично выглядят всем известные сакральные птицы Др.Руси (на самом деле раннего и среднего Средневековья), хотелось бы узнать о самой главной и самой архаической птице не только предков славян, но почти всех древних народов мира. Оказывается, вот она, сфотографированная мною в декоративном прудике замечательного цветника (почти райский минисад у Храма Державной БМ ещё в прошлом году:

P7210026

На этом рукотворном прудике отражена почти вся непостижимо древняя космологическая картина мира, причём совершенно бессознательно и наивно. Древние космогонические архетипы через заботливые руки добросовестнейших прихожан вновь вызываются к жизни, хотя уже, как бы сказал Гегель, в "снятом", или очищенном от своего изжитого содержания, виде.
Не хочу подробно останавливаться на этих древних архетипах, найти в интернете их более подробное описание нетрудно. Только кратко укажу: доисторический Мировой Океан (в Библии - мистические "воды" над которыми парил Дух Божий), Вода как первоматерия мира, из которой возникает весь последующий мир вещей, а его демиургом в сознании древних выступает мистическая Белая Утка (у египтян Великий белый Гоготун). В русской мифологии (в Голубиной книге) эта космогоническая Утка именуется Стратим-птица, а также и по другому: "В разных переводах эту птицу называют по-разному: Ногай-птица, Страх-Рах, Страфиль."
Но в своём первоначальном образе она выступает громадной птицей, адекватно отражающей её великое космогоническое значение, например: http://wordsland.ru/slavmif/ptici.php
"О гигантской птице повествует древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку", что значит: „Господи, яви миру свет!"»".
Изображали птицу-гиганта с маленькой головой на тонкой шейке, крючковатым клювом, длинным узким телом и одним поднятым вверх крылом. «...живёт она на море-океане, и когда кричит, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведёт она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса».
Кстати, в этом прудике также, и совсем не случайно, присутствуют аккуратно выложенные камни по краям водоёма, а ведь это тоже отражение или коннотация древнего архетипа первоначальной Тверди: "Алатырь (бел-горюч камень). Священный камень в центре мира. Иранское происхождение, от ал-атар (дословный перевод «бел-горюч»)".

- Однако ныне, с забвением её первоначального значения, этот гигантский Кур превратился в маленькую белую уточку, на которую так любят любоваться многие пожилые прихожане и дети.