
В самом кратком виде, в чём смысл Праздника? - Чудесное и умонепостижимое явление на земле Славы Божией, Рая на земле, полное Преображение мира. Очень русский Праздник, его корни скрываются в глубинах коллективного-бессознательного русской души с самых незапамятных времён. Следы полного и тотального преображения мира можно легко найти в русских сказках, в которых сохранились элементы древнеславянской мифологии, или по словам А.С.Хомякова "Иранского (т.е. арийского) предания".
Преображающая сила нетварного и надмирного Света, пронизывающего весь видимый и невидимый мир хорошо прослеживается в искажённых и упрощённых реликтах древнеарийской религии (например, в поклонении огню, свету как таковому, "светлые князья" русских летописей, иранское огнепоклонничество, в котором уже предчувствуется или предугадывается за миром вещей невидимое присутствие другого преображающего света...)
Наиболее полно теорию этого чудесного и Преображающего Света разработал православный богослов Григорий Палама, вот его беседа, разъясняющая смысл Праздника: http://www.pravoslavie.ru/put/31608.htm
Отрывок:
Потому что великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, т. е., будущего века, имеющего открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира. О силе Божественнаго Духа, чрез которую достойным открывается Царствие Божие, Господь предрек: «суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Везде присутствует Царь всяческих и везде – Царствие Его, так что пришествие Царства Его не обозначает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественнаго Духа, потому и сказано: «пришедшее в силе». И эта сила явится не просто обыкновенным людям, но стоящим с Господом, то есть, утвержденным в вере в Него и подобным Петру, Иакову и Иоанну и прежде всего им самим как свободным от нашего природного уничижения. Поэтому, и ради этого именно, Бог являет Себя на горе, с одной стороны нисходя со Своей высоты, а с другой – возводя нас из глубины уничижения, так что Невместимый действительно вмещается смертной природой; и такое явление, конечно, гораздо превосходнее и выше ума как произведенное силой Божественного Духа.
Итак, Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа – этот Неизреченный Свет. Не постигающие же этого измыслили, что избранные из апостолов видели Свет Преображения Господня чувствительной и сотворенной силой (способностью), – и чрез это покушаются низвести в тварь не только тот Свет, Славу Божию и Царство, но и Силу Божественного Духа, чрез которую достойным открываются Божественные тайны. Вероятно, таковые не слышали слов апостола Павла: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. 2, 9, 10).