garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Память ушедшей эпохи

Вспомнилась умершая 30 августа в Москве в возрасте 97 лет замечательная русская певица своеобразного низового ресторанно-шансонного жанра, характерного для российско-прорусского региона южной Новороссии. Ныне незаконно оккупированной так называемой "Украиной".
Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 - "А́лла Никола́евна Бая́нова (настоящая фамилия Леви́цкая; 18 мая 1914[1], Кишинёв — 30 августа 2011, Москва) — румынская, советская и российская эстрадная певица, исполнительница русских песен и романсов, автор музыки ко многим романсам из своего обширного репертуара. Заслуженная артистка России (1993)[2]. Народная артистка России (1999)[3]".
Пока ещё и доныне не оценены по достоинству эти последние могикане российской низовой или салонной культуры уходящей эпохи. Пётр Лещенко, Алла Баянова, Александр Вертинский - это целый громадный пласт русской музыкальной культуры на как бы низовом, стихийно-народном уровне. Они были необычайно популярны даже в самые свирепые годы тоталитаризма. Помню, как подпольно, но в массовом масштабе распространялись граммофонные записи этих сверхпопулярных, хотя и официально не признанных, артистов сразу после войны. Говорят (кажется по мемуарам Аллилуевой), у самого Сталина была богатейшая библиотека песен Петра Лещенко и Ал.Вертинского. Правда, отношение к этим певцам у тирана было разное. На вопрос об оценке этих эмигрантских певцов Сталин очень любопытно ответил с кавказским акцентом: "ТакЫх как Лещенко - тысячи, а вот Вертинский - адЫн!" Иными словами, салонных интеллигентов типа Вертинского или даже белогвардейского Булгакова Сталин готов был терпеть в каком то элитарно-замкнутом пространстве, но буйную и неуправляемую народную стихию, которую в меру своих способностей или талантов представляли, например, такие певцы как П.Лещенко или С.Есенин, он в корне не принимал. Сталин был не глуп и хорошо чувствовал подспудную опасность, исходящую от низовой народной стихии, даже кабацко-ресторанной. Именно поэтому А. Вертинский триумфально мог возвратиться в Москву, А Есенин и Пётр Лещенко были предусмотрительно умерщвлены.
Чем привлекательна и интересная Алла Баянова как именно русская шансон-актриса. Конечно же не столько своим незатейливым содержанием лёгкого жанра, которому она прослужила всю жизнь, но удивительным жизнолюбием и жизнерадостностью, которыми всегда так характерно отличался южный тип русско-российского населения, сильно перемешанного, однако крепко держащегося за своё русское начало. Вполне согласно поговорке:
«Папа - турок, мама - грек, а я русский человек».
Эта южная жизнерадостность всё же очень уместно компенсирует несколько угрюмую или слишком серьёзную сторону нашего северного великоросского типа. Алла Баянова была словно специально создана, чтобы демонстрировать эту неистощимую жизнерадостность и жизнестойкость русского духа, несмотря на все превратности своей не лёгкой судьбы.
А ведь в годы войны она серьёзно пострадала за свою верность русскому слову: "В 1941—1942 годах подвергалась преследованиям Сигуранцы за исполнение песен на русском языке и была помещена в концлагерь[6][7]".
Что ж, вспомним добрым словом эту русскую певицу и замечательного русского человека!


Tags: Пётр Лещенко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments