Лебедь и голубь - два символа прекрасного: античный и христианский. В лебедя воплощается бог-громовержец для покорения возлюбленной; в голубя воплощается Дух Святой для разнесения благой вести по миру. Голубь сер, сиз, невзрачен, в нём главное - кротость, невинность, любовь, верность супружеская; лебедь - белоснежен, чист, ослепителен снаружи, сияет, как земное солнце, тая в себе любострастный порыв.
Русская скромница - красавица чаще олицетворяется голубицей, даже ещё более неприметной птицей: горлицей, кукушкой. Русская красавица непременно стыдлива. Она руками заслоняется, лицо своё сияющее прячет от всех, ступает неслышно, живёт незаметно, за околицей, как солнце вечернее.
Нет в ней гордости и упоения своей красотой, как у греческой Афродиты. Красота русской красавицы под стать русской природе. Само солнце в России стыдливо, редко полный лик свой кажет, чаще заслоняется облаками, занавешивается туманом, имеет вид застенчивый, скромный.
В русской красавице то же начало, что и в русском богатыре, который тридцать лет проспал на печи и встал только для решительной битвы. Скрытая красота, скрытая сила нуждается в великой причине, чтобы раскрыться; повседневня, будничная трата означала бы умаление чудного дара.
Русская душа - спящая красавица, спящий богатырь, казалось бы, пропавшие навсегда для молодца, для народа, но только ждущие часа, особой надобы в себе, чтобы пробудиться и ослепить всех своей красотой, поразить силой. У Геракла и Афродиты мощь и красота бьют наружу, проявляются сразу же, в подвигах ратных и любовных. Русские же качества вызываются наружу неким внутренним самопреодолением: богатырю или красавице, прежде чем вступить в битву или отдаться любви, нужно преобороть собственный сон - смертный покой. Тут основной сюжет - не жизнь сама по себе, а восстание в неё из смерти, воскресение.
Русская скромница - красавица чаще олицетворяется голубицей, даже ещё более неприметной птицей: горлицей, кукушкой. Русская красавица непременно стыдлива. Она руками заслоняется, лицо своё сияющее прячет от всех, ступает неслышно, живёт незаметно, за околицей, как солнце вечернее.
Нет в ней гордости и упоения своей красотой, как у греческой Афродиты. Красота русской красавицы под стать русской природе. Само солнце в России стыдливо, редко полный лик свой кажет, чаще заслоняется облаками, занавешивается туманом, имеет вид застенчивый, скромный.
В русской красавице то же начало, что и в русском богатыре, который тридцать лет проспал на печи и встал только для решительной битвы. Скрытая красота, скрытая сила нуждается в великой причине, чтобы раскрыться; повседневня, будничная трата означала бы умаление чудного дара.
Русская душа - спящая красавица, спящий богатырь, казалось бы, пропавшие навсегда для молодца, для народа, но только ждущие часа, особой надобы в себе, чтобы пробудиться и ослепить всех своей красотой, поразить силой. У Геракла и Афродиты мощь и красота бьют наружу, проявляются сразу же, в подвигах ратных и любовных. Русские же качества вызываются наружу неким внутренним самопреодолением: богатырю или красавице, прежде чем вступить в битву или отдаться любви, нужно преобороть собственный сон - смертный покой. Тут основной сюжет - не жизнь сама по себе, а восстание в неё из смерти, воскресение.