garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Category:

Дневник обозревателя

ib60

Сегодня память Богоприимца Симеона и пророчицы Анны, а также "неделя о Блудном сыне", предваряюшей подготовку к Великому посту.
Обратил бы внимание на молитву Симеона Богоприимца, которая помимо своих глубоких богословских смыслов имеет и многие повседневно житейские смыслы.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;яко видеста очи мои спасение Твое,еже еси уготовал пред лицем всех людей,свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Смысл как будто бы богословски прост и ясен, но не относятся ли эти слова и ко всем обычным людям почти в каждой конкретной жизни? - Мало "правильно" или "счастливо" прожить жизнь (каждый выбирает наилучшее, ибо как сказал ап. Павел "всё мне позволено, но не всё полезно"), но также важно во время (своевременно) умереть - "мирно, безболезненно и непостыдно".
Однако, не только жизненный путь человек себе не выбирает, но и время и место своей смерти. И каждый человек является полным пленником своего времени - "ведь времена не выбирают, но в них живут и умирают". Так, например, Симеон Богоприимец, в наказание за своё сомнение в истинности пророчества пр. Исайи при переводе Септуагинты в эпоху египетского царя Птолемея II (285—247 годы до н.э.) был вынужден ожидать два с половиной века рождение Мессии, которое избавило его от наказания чрезмерно долгой жизни.

Но вот в житии нашего Святого Иоасафа епископа Белгородского (память 1754г. 10 декабря) имеется весьма интересный случай наказания долготой жизни одного священника за один тяжёлый грех:
http://www.ic-xc-nika.ru/texts/jitiya/ioasaf_belgor/content.html

"О том, как близок был Св. Иоасаф к Богу, свидетельствует следующий изумительный случай. Вскоре по вступлении своем на Белгородскую кафедру Св. Иоасаф собрал к себе городских и окружных пастырей. В толпе стоявших пред ним Св. Иоасаф заметил одного дряхлого старца-священника, на которого устремил свой испытующей взор. Преподав благословение и отпустив представлявшихся ему пастырей, Святитель задержал подле себя дряхлого старца и, узнав от последнего, что ему уже минуло 130 лет, сказал: "Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего пред сыном своим, поведай мне, не опорочена ли твоя совесть, каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть… Долговременная жизнь твоя убеждает меня, как архипастыря, очистить душу твою покаянием, примирить тебя с оскорбленными тобою и данною мне властью простить и разрешить самый грех по слову: "аще разрешите на земли, разрешена будет и на небеси."…

Изумленный старец, не сознававший за собою никаких преступлений, считавший долголетие особою милостью Божией, был настолько ошеломлен словами Святителя, что только и мог повторять: "Не знаю, не помню". Но пристальный взор Святителя, устремленный на него, отеческая ласка и бесконечная любовь, какая светилась в очах Святителя и чувствовалась старцем в каждом движении и каждом слове его, заставили содрогнуться, пробудили в нем старые воспоминания, воскресили в памяти давно забытое прошлое…

Заливаясь слезами, пал старец к ногам Святителя, громко рыдая и рассказал об ужасном случае, имевшем место несколько десятков лет тому назад, в бытность его приходским священником.

Однажды, говорил старец, совершив в своем храме Божественную литургию и собираясь идти домой, он был остановлен посланным от местного помещика, с требованием совершить литургию вторично, какового требования он не мог исполнить в виду того, что храм был однопрестольный. Никакие доводы священника не в состоянии были вразумить ни посланного, ни помещика, и, под угрозою наказания за ослушание, он вернулся в храм и приступил к совершению литургии на том же престоле, на котором только что закончил ее. Но в этот же момент он услышал таинственный и грозный голос: "Остановись, что ты делаешь"…

Содрогнулся священник, но страх ответственности перед помещиком был сильнее страха пред Богом. Оправившись от смущения, он возгласил: "Благословенно Царство…", как вдруг вторично услышал еще более грозное предостережение: "Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь"…

В порыве безумия он ответил: "Сам будь проклят" , — и затем продолжал литургисать и окончил службу.

С тех пор прошло уже свыше 70 лет, ветхая церковь разрушилась, а там, где она стояла, теперь чистое поле, еще недавно вспаханное…

С ужасом великим выслушал Св. Иоасаф рассказ дряхлого старца и сказал ему: "Несчастный, что ты сделал… Ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого… Оба вы связаны проклятием и доныне. Так вот причина долголетия твоего и удрученность телесного слячения"…

После этого Святитель велел немедленно приготовить походную церковь, разыскать то место в поле, где стояла прежняя церковь и вместе со старцем отправился туда, приказав последнему совершить там Божественную литургию. По окончании последней Св. Иоасаф подозвал к себе старца и велел прочитать ему "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…", — затем благословил его, сказав: "Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов"… Стоя на коленях пред Святителем, поддерживаемый диаконом, дряхлый старец, примирившись с Ангелом, охранявшим св. престол, и своею совестью, безмолвно, очами полными слез, смотрел на Святителя Иоасафа, протягивая к нему свои старческие изможденные руки.

Кротко и любовно взирал Св. Иоасаф на бедного пастыря, спасенного от гибели и, наклонившись к нему, обнял его… Склонилась глава старца на плечо Святителя и примиренный с собою, прощенный Богом, он испустил последнее дыхание и здесь же, на месте бывшей церкви, Св. Иоасаф повелел совершить и погребение почившего старца и лично отпевал его[2]".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment