garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Хорошая статья о современном поклонении святыням. "Община очереди" - Журналист Наталия Осс — о тех людях, которые приходят увидеть христианские святыни:
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/563937#ixzz2rxRrldVb

Сколько уже было высказано сарказма и критики к этому новорусскому типу христианской религиозности. "Массовый психоз", суеверное ожидание чуда, сублимация несбывшихся ожиданий, и тому подобное. Я бы назвал последние примеры этого русского феномена "соборным предчувствием Суда Божия". Индивидуализация, как известно, у нас не получила достаточно сильного развития как на Западе (в силу разных исторических причин). Это обстоятельство огорчало создателя доктрины соборности А.С.Хомякова, который шутливо замечал, что по отдельности русского человека в рай никак нельзя пустить из-за его личных грехов, но "соборно" или "всей деревней" - не пустить невозможно.
Восприятие русской святости коллективно-подсознательное, во всей полноте оно проявляется в каких-то стихийных коллективных действиях, великих бедствиях, войнах и других страшных массовых испытаниях. Высшие идеи или ценности, в обычное время латентно скрывающиеся в подсознании народа, в период массовых испытаний как бы силою обстоятельств доходит до сознания каждой индивидуальности. Впрочем, в дни массовых испытаний пробуждаются не только самые высшие ценности, но, как известно, и самые худшие пороки и инстинкты. Не даром русский народ славим самыми высшими образцами святости и героизма, но одновременно (и часто совместно) и самыми низкими падениями и преступлениями.
Русский тип религиозности вообще крайне загадочный феномен. Чтобы в этом убедиться, не обязательно перечитывать Достоевского, достаточно почитать поэму Н. Гоголя "Тарас Бульба".
В этой поэме с необычайной силой показана русская стихия в модусе своего самого бесшабашного (почти махновского) разгула. Ведь что такое "козаки" - как в поэме, так, и тем более, на самом деле. Это православные разбойники, "святые черти", пьют, гуляют, насилуют, грабят, устраивают погромы и прочая и прочая и прочая. И в то же самое время ведут себя геройски, мужественно и самоотверженно - как мученики и святые самого возвышенного образца.
Вообще-то такие контрасты и противоречия огорчали идеолога русской соборности А.С. Хомякова, но как распутать клубок русской пассионарности, простых ответов на этот вопрос он не дал. Сейчас иногда всякая нерусская рациональность (всякие там либеральные креаклы) якобы изумляется некоторым - безусловно раздутым и преувеличенным - непотребным явлениям в религиозной среде. Однако, если посмотреть шире, в этом нет ничего удивительного, сочетание грубой чувственности с искренней религиозностью довольно таки стародавнее явление, оно вполне вписывается в недифференцированную стихию русского национального характера.
Но преодоление этих досадных противоречий возможно реализовать только в процессе длительной и "просвещённой" (в религиозном смысле слова) индивидуализации.
Tags: проблемы русской религиозности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments