garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Вода и огонь - исконные архетипы иранства

Немного об этимологии слова русский, русы, русь и т.д.
Чаще всего национальные изыскания этого до конца не выясненного этнонима в последнее время связываются со значением русый, рыжий, ражий (красный), тёмно-коричневый. Или же светлый, великий - если следовать за этимологией сарматского племени роксоланов, что значит: великие или светлые аланы, с которыми восточные славяне имели довольно тесные взаимоотношения в первые века н.э.. Кстати говоря, издревле наши славянские князья как правило всегда имели добавку впереди "светлые князья", что по ирано-восточному употреблению означало - великие, значительные, грозные, авторитетные. Примерно такого рода южного происхождения термина русский, русь придерживался академик О.Н.Трубачёв, считавший происхождение термина сугубо из южно-иранских регионов.
Однако имеется и совершенно иное этимологическое истолкование этого термина, которое принадлежит А.С.Хомякову. Отчасти, оно имеет и значение мифо-идеологического:

"... славяне, по свидетельству византийцев, особенно поклонялись водам, и что одно только чисто мифологическое лицо, сохранённое в песнях славянских христиан, есть чудо морское (бог моря), и мы должны признать, что вероятнейшая этимология слова венд или вудин есть вода (иначе вуда или венда).
Рассматривая славян как великую отрасль единобожников и духопоклонников, иранцев, мы легко можем уже понять, что вода и огонь были собственно приняты первыми просвещёнными предками иранского племени за великие символы великого духа, и что при разделении семей особенное направление мысли избрало у западно-иранцев огонь, а у славян воду за преимущественное изображение божества." (стр.416, А.С.Хомяков, соб.соч.,т.1, М.1994г.)

Огонь и вода древнейшие символические атрибуты Бога-Творца. Интересно отметить, что и в русском христианстве эти символы продолжают сохранять великое сакральное значение. Например, дух Божий часто образно именуется огнём. (Святой Серафим Саровский: "Бог есть огнь".)
Не меньшим почитанием в русском православии пользуется сакрально-символическая стихия воды. Праздник Крещения Господня не даром был всегда так популярен на Руси. И на православных службах практически всегда присутствует огонь - в горящих свечах и постоянно в молебнах за здравие производится освящение воды - святая вода как исцеляющая и обновляющая сила.
Однако как истолковать близость термина русский, к водной стихии. Вообще говоря, легко напрашиваются слова русло (реки), роса, речка Рось.

Весьма интересную "водяную" интерпретацию этой этимологии дал В.М. Богданов (Новгородский университет) "Еще раз о русах и "сырости"". - http://www.novsu.ru/press/novuniver/i.2526/?article=rus&number=2005_12_04

Выдержки из статьи:

"Одним из основных значений и слова арии, и пракорня РУС было "водные", "водь", "речные, "озерные". Биологи утверждают, что предки всех живых организмов "вышли из воды". А язык всех арийских племен подтверждает, что предки вышли из болот, укрытых мест в речных лиманах, дельтах рек, постепенно осваивая долины рек и озер весьма "водной" местности. Поэтому наши предки и называли себя "водными". Реликтами такой идейности и до наших дней являются имена многих арийских племен (древнее упоминание о воде содержится в таких этнонимах, как русы, словины, варяги, прусы, франки, варины, фризы), ибо одним из изначальных значений пракорней слов РУС, ВАР было "водное". То же в именах финских племен: эрзя, удмурты, ижора, водь, вотяки".

"Слово РУСА во всем ареале арийских племен значило: отводье, часть воды, часть большой воды (роса - это тоже капли воды, часть воды; русло - это место воды). И если бы Чуканов занимался более основательно словами типа Руса, Русско, Орса, Орша, он знал бы, что в Новгородской области есть и сегодня три Русы и одно Русско. А в соседних областях и в Белоруссии много таких имен речек и поселений, как Орша, Арша. Ранее поселения с именами Руса, Русско существовали на всех реках, впадавших в Ильмень, на подходе к Ильменю, то есть там, где уже начиналась "большая вода", "отводье". Сегодня такие поселения есть на Полисти (Старая Руса), Мсте (Русско), Волхове (Руса). Но дело еще и в том, что летописные источники упоминают и еще несколько РУС. Одна из таких Рус была где-то в низовьях Шелони (где тоже уже начиналось "отводье"). Другая Руса была именем поселения, сегодня носящего имя Марево. В древности это поселение носило имя Морева Руса; сегодня она называется Маревкой."

И далее по ссылке. Статья очень интересная.

Во всяком случае связывание славян-русских со стихией воды представляется очень многозначным и интересным в смысле национального самопознания архаических начал славянства. Стихия воды - это стихия неопределённо бездонная, строго не определяемая, но обладающая громадной творческой силой, также стихия исключительно архаическая (дух Божий носился над первобытными водами) и трудно формируемая в ясные формы. Многозначность символа воды почти безгранична. Эротико-женское начало воды сочетается с грозным значением поглощающей бездны и возвращения в пра-архаические глубины бытия. Вода - это также некая безграничная память обо всём - в неё всё уходит и всё исходит. Как тут не вспомнить греческого философа Фалеса с его первой философском мыслью о воде как мировом Первоначале.
Tags: русь русло вода славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments