garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Об одной безымянной картине и «смысле жизни».

Об одной безымянной картине и «смысле жизни».




01мост в никуда

Нечто личное и стародавнее.


Когда то, давным давно, в одной довольно продвинутой кампании мне случилось рассматривать один очень интересный альбом великих мастеров средневековой живописи эпохи среднего или позднего ренессанса. Никаким знатоком живописи я никогда не являлся (особенно в то далёкое время – 60-ые годы прошлого столетия), но одна картина какого-то средневекового североевропейского художника, как говорят, надолго запала в душу. И почему-то вспомнилась именно сейчас. Правда, автора картины я не запомнил или просто не обратил на авторство никакого внимания.
На картине в тёмных и мрачных тонах был изображён МОСТ через некий символический глубокий овраг между одним берегом и другим. Если сказать проще, человеческая жизнь изображалась неким многотрудным и страшно рискованным переходом из одного состояния в другое. На одной стороне глубокого и мрачного оврага изображалось рождение младенца. Множество смертельных опасностей сопровождали рождение нового человека в символическом виде различных крылатых лучников или иных инфернальных существ (что было понятно – в средние века младенческая смертность была очень большой), по мере своего взросления новый человек вступает на МОСТ жизни, различные опасности по прежнему сопровождают его – из засады стреляющие из лука или арбалета затаившиеся злодеи или иные смертные угрозы. Однако по мере взросления молодого человека этих опасностей становится меньше, да и сам человек изображается уже крепким мужчиной-воином в доспехах, вполне способным постоять за себя. Но с середины моста, т.е. с середины своего жизненного пути (примерно с 35-40 лет) количество различных неожиданных опасностей снова увеличивается, то кто-то стреляет из-под моста из арбалета или некий ландскнехт целится из глубины оврага из мушкета. Да и сам путник постепенно теряет свой бравый вид и в конце моста уже выглядит дряхлым стариком, согбённым и еле-еле волочащим ноги. Но ведь повезло же бедолаге! Так успешно удалось пройти более чем трудный и чреватый тысячами опасностями символический путь типичного человека средневековья.
Вот уже почти самый конец моста – и что же ждёт впереди этого «счастливчика»? - Прямо перед ним, на другой стороне оврага, во весь свой полный рост и без всяких излишних украшений, т.е. в своём извечно классическом образе, стоит с занесённой для последнего взмаха косой сама Смерть собственной персоной, скалясь гостеприимной улыбкой на долгожданного гостя. Наконец-то, дождалась голубчика!
Вспоминая эту картину позднего Возрождения, попытался самостоятельно найти её автора в интернете, но, увы, все поиски окончились безрезультатно. Скачал всего Дюрера, Брейгеля и других художников, но ничего найти не удалось. Может быть, кто-нибудь из блогеров, знатоков средневекового искусства, что-нибудь подскажет?
Однако в чём же состоит подлинный смысл этой картины-притчи позднего Возрождения и конца Средневековья? Какой «смысл жизни» открывает мудрость уже почти «нового человека», начавшего освобождаться от прошлой христианской религиозности, с её этикой аскетического служения, с её целостным взглядом на мир, органически примиряющим страдания и трагедии ЭТОГО мира с ИНЫМ. Ведь христианство – это оптимистическая трагедия, его религиозной задачей является примирения земли и Неба, но даже следов такого мировоззрения невозможно найти на этой странной картине, она преисполнена самого безбожного и беспросветного пессимизма (недаром написана вся в тёмно-мрачных тонах). Разумеется, не трудно обнаружить, что в этой картине-притче, нарисованной ещё языком сакрального символизма, на самом деле изображён мрачный абсурд и бессмысленность человеческого бытия. Почти как у Данте: «Оставь надежду всяк (всякий рождающийся в этот мир) сюда вступивший».
Вообще говоря, сакральная символика МОСТА ЖИЗНИ очень многогранна и присутствует почти во всех великих цивилизациях, однако пожалуй только в греческой языческой мифологии она обладает почти таким же как на этой картине мрачным и безысходным смыслом. (Подземный мир, мрачная река Стикс, перевозчик Харон, страшный Цербер, тени умёрших в Аиде и т.д.) Не поэтому ли к этой мифологии так любил обращаться Ницше?
Например, у китайцев символика моста связана со связью земли и неба: «У многих народов мира существует легенда о том, что некогда Земля и Небо были едины. Но их разделили пропасти и воды. И лишь единственный был способ перейти с Земли на Небо - по мосту. У разных народов такими "небесными" мостами были радуга, Млечный путь и другие символы. В Китае мост - это символ союза Земли и Неба. Поэтому их строительство всегда считалось важным государственным делом». - http://www.rg.ru/2013/03/29/mosti.html
Но несомненно наиболее близким ко христианству было представление о символе моста у иранцев-зороастрийцев: «В иранской мифологии Чинват — мост через водную преграду, разделяющую царства живых и мертвых. В зороастризме распорядителем судеб становится Заратуштра, провожающий по мосту души праведных. В поздней традиции Чинват — это «мост судебного разбора», вершимого над душами умерших Митрой, Рашну и Сраошей. Под стопой грешника Чинват становится узким, «как лезвие бритвы», праведнику кажется шириной «в девять копий или двадцать семь стрел».» - http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/bridge/
Интересная интерпретация моста имеется в древнейших пластах коллективного-бессознательного, т.е. в самой древней мифологии, сказках и легендах (правда, этими древними образами иногда злоупотребляют фрейдисты). В них имеется древнейшее представление о МОСТЕ жизни как гигантском фаллосе «отцов», по которому новое поколение «детей» переходит в новую жизнь. Образ фаллоса-моста как некая связь поколений также по-своему оптимистична в рамках примитивного архаического сознания. Иногда этот образ воспроизводится в патологических снах - http://www.psychol-ok.ru/lib/ferenczi/tip/tip_06.html
Интересное и оптимистическое представление о МОСТЕ имелось у славян: «Предки славян верили, что по калиновому-солнечному мосту приходит к людям весна, когда Бог-Творец открывает небесные врата. По небесному мосту движется солнце. По мосту-радуге сходят с небес ангелы, чтобы набрать воду для дождя. Мост является и свадебным символом. По нему юноша и девушка переходят в новый период своей жизни».
Христианское воззрение о мосте жизни восходит к образу «Лествицы Иаковлева», по которой восхождаху и нисхождаху ангелы Божии? (Быт. 28, 12). Христианский МОСТ жизни является прежде всего мостом восхождения с земли в Рай (кстати, слово персидское), т.е. восхождение из временной «тленной» жизни в жизнь вечную. Цель вполне оптимистическая, правда она сопряжена с большими испытаниями и трудами: (Матф. 7, 13-14) «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Однако эта цель стоит любых усилий и христианство даже в своих самых аскетических формах - это религия победы над смертью, это религия радости, недаром апостол Павел неустанно говорил: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). Мотив победы над смертью вообще является самым главным в христианстве: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» (1-е Коринфянам 15:55-57) Именно это победоносное мировоззрение создаёт в христианстве положительный «смысл жизни», оправдывает её небытийственность и иллюзорность как «мира явлений». И важное – придаёт всем её страданиям и трагедиям единственно возможное оправдание.
И вот в самом конце европейского Средневековья возобладает совершенно иной взгляд на осмысление МОСТА жизни, не только прямо антихристианский, но даже и не языческий «в хорошем смысле слова», т.е. в реальной исторической перспективе (в своё историческое время языческие интерпретации «смысла жизни» всё же выполняли какую-то предуготовительную функцию в деле подготовки принятия истинной Веры). Иначе совершенно невозможно интерпретировать описанную мною картину неизвестного художника. Посюсторонняя жизнь истолковывается, - даже в самом успешном её виде (на картине символическому человеку удаётся успешно пройти весь чреватый опасностями мост жизни), - совершенно бессмысленным абсурдом, бесполезным и нелепым странничеством в никуда, т.е. полное превратностей шествие из одной загадочной Пустоты (зачем-то порождающей человека) в другую, и уже окончательную, Пустоту как царство Смерти. (Здесь будет уместным привести один афоризм: «Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Чанышев А.Н.)
Фактически, господствующей идеей картины является чистейшее смертопоклонничество, но не как умиротворяющий в нирване буддизм, но как именно торжество Смерти. Недаром в позднем Возрождении излюбленной темой многих живописцев становится мёртвое тело, изображение разных видов умерщвления, пыток и казней. Буквально, какое то сладострастное изображение мучительства, убийства и даже трупного разложения.
Не знаю, насколько будет это соответствовать истине, но с моей точки зрения наиболее полно и точно смертопоклонническую идею этой картины высказал виднейший представитель европейского богоборчества Ф.Ницше в своей известной работе «Рождение трагедии из духа музыки». Разумеется, сам Ницше ни коем образом свою философию не называет смертопоклонничеством (таковым для него является христианство, но нереальное, а та безжизненная схема, которая осталась после великих мастеров Возрождения). Однако ответы на его мнимую апологетику жизни «как она есть» напрашиваются сами собой. Во всяком случае, он не в силах дать вразумительного ответа на демоническую мудрость спутника Диониса (т.е. по признанию самого Ницше настоящего Антихриста) Силена. И этим самым изобличает себя:
«Не уходи, а послушай сначала, что народная мудрость греков вещает об этой самой жизни, которая здесь раскинулась перед тобой в такой необъяснимой ясности. Ходит стародавнее предание, что царь Мидас долгое время гонялся по лесам за мудрым Силеном, спутником Диониса, и не мог изловить его. Когда тот наконец попал к нему в руки, царь спросил, что для человека наилучшее и наипредпочтительнейшее. Упорно и недвижно молчал демон; наконец, принуждаемый царём, он с раскатистым хохотом разразился такими словами: Злополучный однодневный род, дети случая и нужды, зачем вынуждаешь ты меня сказать тебе то, чего полезнее было бы тебе не слышать? Наилучшее для тебя вполне недостижимо: не родиться, не быть вовсе, быть ничем. А второе по достоинству для тебя скоро умереть. Как относится к этой народной мудрости олимпийский мир богов? Как исполненное восторгов видение истязуемого мученика к его пытке.» http://royallib.ru/read/nitsshe_fridrih/rogdenie_tragedii_ili_ellinstvo_i_pessimizm.html#61440
И в заключении:

Сонник Миллера

К чему снится Мост – «Видеть во сне длинный полуразрушенный мост, который загадочным образом причудливо изогнулся во тьме – значит, что глубокая меланхолия от потери самого дорогого и мрачные мысли будут мучить вас. Для молодых людей и влюбленных это сулит разочарование в самых заветных надеждах сердца, так как тот, кого они любят, не будет соответствовать их идеалу. Перебраться благополучно через мост – окончательное преодоление трудностей, хотя и не совсем безопасными средствами. Любое препятствие или отсрочка в этом деле означает катастрофу. Если вы видите мост, внезапно возникший на вашем пути, берегитесь предательства и мнимых поклонников. Изобилие и благополучие приходят с чистыми водами: если во сне вы смотрите вниз на грязную мутную воду, то ждите печальных результатов своих самых значительных усилий.» - http://www.astromeridian.ru/sonnik/2/361.html
Но кстати и такое толкование, почти современное:
«К чему снится Мост – Видеть во сне мост, по которому нескончаемым потоком едут автомашины, - к похоронной процессии.» - http://www.astromeridian.ru/sonnik/2/361.html


Впрочем, Ф.Ницше в одном прав: «Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни».
Tags: мост жизни
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Сегодня, 20 октября, исполняется ровно год со дня кончины ветерана русского патриотического направления Владимира Николаевича Осипова. Вечная…

  • В этот день 12 лет назад

    Этот пост был опубликован 12 лет назад!

  • Дневник обозревателя

    Подведём теперь итоги. Мнения различные медиа-ресурсов по узбекскому проекту. Подборка ТК Тайная канцелярия -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments