На свой вопрос "на засыпку" сразу же даёт свой риторический ответ:
"Когда распадется Российская Федерация? Да никогда. Дело в том, что она уже распалась, просто это еще не так заметно".
А затем через некоторое время ещё поясняет:
"Любую страну в ее границах удерживают не уголовные статьи за сепаратизм и даже не танки с пушками. Единство страны, территориальное и прочее, — Любую страну в ее границах удерживают не уголовные статьи за сепаратизм и даже не танки с пушками. Единство страны, территориальное и прочее, — это общие цели и общие ценности, среди которых общий язык стоит на последнем месте. Люди должны элементарно понимать, что объединяет их на этой территории и зачем им все это нужно. Ничего этого у России нет — уже нет, и именно поэтому распад страны стоит считать уже свершившимся вне зависимости от формальностей., среди которых общий язык стоит на последнем месте. Люди должны элементарно понимать, что объединяет их на этой территории и зачем им все это нужно. Ничего этого у России нет — уже нет, и именно поэтому распад страны стоит считать уже свершившимся вне зависимости от формальностей".
Не стал бы дискутировать с этим скандальным выводом Кашина, который он пытается обосновать леволиберальными аргументами. Всё же тезис Кашина - "это общие цели и общие ценности, среди которых общий язык стоит на последнем месте" - выглядит достаточно убого. Например, каким образом без общего единого языка (т.е. единого информационного пространства) возможно обеспечить восприятие "общих целей и общих ценностей"? Более того, каким образом возможно вообще появление каких-либо общих ценностей, если у населения уже изначально не имеется понимания своего единства как живого исторического Организма, которое только и делает население единым народом (а не сборищем случайных людей).
Однако не будем залезать в эти этнокультурологические глубины, но посмотрим на проблему единства и сепаратизма более узко и прагматически.
Что в первую очередь обеспечивает заинтересованность какого-либо населения в территориальном единстве своего жизненного пространства ("среды своего обитания")? - Прежде всего, единое правовое пространство, позволяющее гражданам свободно проживать в различных частях единой страны. Или проще говоря, в более или менее единой стране должны быть обеспечены везде примерно одинаковые условия правового обеспечения (равноправие). А что мы видим сейчас? Вот Якутия, в которой проживает 37% русских, но в органах власти не имеется ни одного русского, или в Татарстане, или в иной другой этнократии. Захочет ли нормальный житель страны, не обладающий административной крышей, свободно ездить и проживать в такой стране. Про кавказские регионы и говорить нечего, туда бояться ездить даже менты.
Таким образом, трудно не согласиться с Кашином, что внутренний развал РФ уже произошёл, и будет достаточно лишь одного внешнего толчка, чтобы этот внутренний распад не реализовался бы внешним образом, как это произошло с советским союзом. Например, сейчас все регионы являются дотационными и не трудно догадаться, что произойдёт с этими регионами, особенно с этнократиями, в случае прекращения этих дотаций. Местные элиты сразу же перестанут быть лояльными центру и, как говорил Горбачёв, "процесс пойдёт".