garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Category:

Дневник обозревателя

В последнее время в религиозных кругах стали косвенным образом частенько поговаривать о сближении с католичеством как якобы последним сохранившимся союзником против дальнейшей секуляризации и разрушения фундаментальных семейных ценностей. Сторонников тактического сближения с католицизмом в русской истории было не мало, можно вспомнить Константина Леонтьева, Чаадаева и Владимира Соловьёва, некоторых мыслителей и поэтов серебряного века.
Однако, вместе с тем, нельзя не помнить и грозного обличителя католичества Алексея Хомякова, обличения которого может быть были порой чрезмерными, но в своей сути они не потеряли актуальности и до наших дней. Ибо Хомяков очень остро чувствовал помимо чисто религиозной стороны, также и национально-русскую. Православие, если не всей своей нераскрытой полнотой, то несомненно своими высокими идеалами буквально создало русский народ "как духовную сущность", и всякое даже слабое отступничество от этой религиозной основы обязательно будет иметь самые негативные последствия нигилистического свойства. Понимание этой судьбоносной проблемы присуще и многим современным православным писателям, например, Феодора Гайда, статья которого на "Православие ру" даёт очень ясную и доходчивую картину недопустимости сближения с католическим миром, тем более учитывая тот факт, что в последние дни католичество всё больше и больше сдаёт свои позиции перед антихристианским секуляризмом.- http://www.pravoslavie.ru/analit/58223.htm

Упрощённо говоря, в чём состоит краткая суть принципиального расхождения православия от католицизма? - Эта суть, как представляется, состоит даже не в известных догматических расхождениях (филиокве, обрядовых и литургических особенностях), но в самом доминирущем принципе католицизма (как его определил Хомяков) - это староримский имперский рационализм. Чрезмерное попечение о земном римских наследников апостола Петра извратило само понятие Церкви, идея мистического Тела Христова была заменена идеей земного порядка, правильных законов, правильной логически-стройной организацией. Иными словами, у католиков церковь превратилась в хорошо организованное духовное государство, клир превратился в дисциплинированных чиновников, а паства в духовных подданных. (Хомяков, т.7 ПСС, стр449)
Иными словами, Воля к Власти стала доминирующим принципом католичества, что противоречит самым коренным идеалам русского православия.

Феодора Гайда, выдержки:
"Однако стоит ли удивляться, что, несмотря на внешне столь причудливые модификации догматики, неизменным остается одно обстоятельство. Это «диктат Рима» – тот старый принцип, который был озвучен еще в XI веке папой Григорием VII. Тогда он оказался настолько вызывающим, что догматически был закреплен лишь в XIX столетии. Однако, как показывает практика, принцип прижился и пригодился. Современный западный человек с трудом может понять одно обстоятельство, которое православный даже не замечает: в мире существует более десятка Поместных Православных Церквей, не имеющих никакой административной связи, но сохранивших единство веры. На Западе давно произошло бы одно из двух: или Церкви разошлись бы в своем богословии (как это сделали протестанты), или они бы составили единую организацию с единым административным и вероучительным центром (как у католиков). «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 32), – свидетельствовал апостол Павел о союзе Христа и Его Церкви. Но западному человеку нужны дополнительные гарантии – более зримые. Такие как «святой престол». Даже если отношение к нему критическое, замены ему не видно".

"При всех внутренних изменениях католичества скрепляющий его папский стержень остается неизменным. Более того, все намеренные изменения как раз и направлены на то, чтобы «диктат папы» продолжал существовать. Похоже, это действительно самый ценный элемент католической духовности. Невозможно представить себе такой цели, ради которой Ватикан отказался бы от своей тотальной власти. Многочисленные извинения за прежние прегрешения происходят лишь в свете основной задачи – любой ценой сохранить или усилить свою духовную власть. Оборотной стороной такой политики выступает экуменизм: все человечество призвано склониться перед «одним пастырем»[2]. Если вы думаете, что это Господь наш Иисус Христос, то можете быть спокойны: зачет по католической догматике вы уже провалили."

Вывод статьи:
"Папская тема – слишком сокровенна. Она составляет некую эзотерическую истину католицизма: и признаться непосвященному неудобно, и обойтись никак нельзя. Но важно помнить: любые братания с православными для Ватикана – лишь средство духовного подчинения. Пока существует Ватикан".

Федор Гайда, к.и.н.
26 декабря 2012 года

Из комментов ко статье Феодора Гайда:

2012-12-27
21:21Иеромонах Иннокентий:
Просто и доходчиво!
Прекрасная статья!
Любопытно, что агрессивные комментарии католиков-филокатоликов, посредством витиеватых рассуждений и упреков, которыми они принуждают их "любить", подтверждают тезис о том что "любые братания с православными для Ватикана – лишь средство духовного подчинения".
Низкий поклон.
Иеромонах Иннокентий (Гайда)
Tags: империя, католицизм, православие, экуменизм
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Сегодня, 20 октября, исполняется ровно год со дня кончины ветерана русского патриотического направления Владимира Николаевича Осипова. Вечная…

  • В этот день 12 лет назад

    Этот пост был опубликован 12 лет назад!

  • Дневник обозревателя

    Подведём теперь итоги. Мнения различные медиа-ресурсов по узбекскому проекту. Подборка ТК Тайная канцелярия -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments