garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:
  • Mood:

Дневник обозревателя

"Из того, что пишется и говорится на Западе, я вижу, что русский народ и русская судьба все еще остается полной загадкой для Европы. Мы интересны, но непонятны; и, может быть, поэтому особенно интересны, что непонятны. Мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера". Б.П.Вышеславцев

Варлам Шаламов - известный писатель и многолетний узник самых страшных в ГУЛАГе колымских лагерей. Бесспорно очень интересный человеческий тип эпохи русского разлома и становления тоталитаризма. Происхождение его классически разночинное, русский, отец священник. Казалось бы, человек из народа, должен был бы хорошо знать народ, низовую народную стихию, понимать и любить её, как это делали великие русские писатели-дворяне, закоренелые и потомственные бары, например, Достоевский, Толстой, Тургенев, кстати и крупный помещик А.С.Хомяков, не чуждавшийся на равных полемизировать "о вере" со старообрядцами или даже посещать на одной мансарде кружок будущих революционеров-разночинцев, которые как на известной картине Репина спорили ночи напролёт о последних истинах. Между прочим, может быть раньше других, Хомяков усмотрел в этой разночинной пассионарной накипи большую опасность для будущего России, недаром он назвал этих полуинтеллигентов-нигилистов "свирепыми", предвидя в них крайне разрушительную силу. Именно из этой преимущественно вначале чисто русской среды и вышел Шаламов, убеждённый троцкист и безбожник. Кстати, как кажется, так и остался до конца безбожником.
Таков парадокс русской жизни, резко отрывающиеся от народной почвы её выходцы, иногда становятся более чуждыми своей родной среды, чем иные аристократы или даже обрусевшие инородцы.
В чём очень характерно проявилась эта чуждость и чужеродность своей народной стихии у многолетнего узника Шаламова, который мог подобно Достоевскому тесно ознакомится с этой стихией, правда, самой низовой, криминальной и порочной. Но ведь с такой же каторжной стихией сидел в своё время и дворянин Достоевский, лютыми "убийцами и ворами", но ведь выводы то сделал иные. (Здесь можно вспомнить совершенно иную оценку, более объективную, воровского мира И. Солоневичем, поэтом Николаем Заболоцким и отчасти Солженицыным.) На это, правда, кто-то может возразить, что разница между царской каторгой и сталинскими лагерями была весьма значительной, и это обстоятельство действительно следует учитывать. В этом имеется некоторый резон, но он всё-таки не может оправдать коренной чуждости разночинца Шаламова народной стихии.
Особенно это видно по статье Шаламова: "Очерки преступного мира: Сергей Есенин и воровской мир" - http://www.bibliotekar.ru/shalamov-varlaam/42.htm
Верно отмечая в уркоганской среде популярность Есенина, он делает совершенно произвольные выводы, принижающие народного поэта Есенина и делающего его как бы сопричастным и близким криминальному миру. Но это не так. Есенин как истинно великий поэт был своеобразным медиумом, чутко улавливающим и озвучивающим в своих стихах многие интуитивные импульсы коллективного-бессознательного, которые не могут быть плоско оценены по шкале "плохо или хорошо", но являются выражением древнейших национальных архетипов, определяющих как положительные, так и отрицательные черты народного характера. Эти архетипы русскости наиболее полно познаются в русских сказках, которые по Б.Вышеславцеву (и с точки зрения психоанализа) являются сокровенными снами народного подсознания.
Не делая слишком глубокого анализа (это целая громадная тема), сделал бы несколько критических замечаний.
Свою статью Шаламов предваряет известным стихотворением Есенина, привожу его в более полном варианте:

В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочем ей страх.
И идут по той дороге люди,
Люди в кандалах.

Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щек.

69

Много зла от радости в убийцах,
Их сердца просты.
Но кривятся в почернелых лицах
Голубые рты.

Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
Под осенний свист.

И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.

И когда с улыбкой мимоходом
Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
Прожитой мой путь.

1915 (Кстати, написано ещё до революции!)


- Более чем замечательное стихотворение Есенина для размышлений на тему национального самопознания. Попытаюсь по-своему истолковать сокровенный смысл этого замечательного исповедничества русской души. Однако сразу же бы отметил одну фальшивую ноту в четвёртом четверостишье: "Как судил им рок". Ещё Прокопий Кесарийский с неоспоримой верностью заметил, что анты (наши предки) - "судьбы они не знают", но поклоняются единому богу-творцу как абсолютной свободе. Однако, изначально всякого русского человека (Б.Вышеславцев - http://philosophy.ru/library/vopros/11.html) постоянно везде преследует горе-горемычное, которое так и норовит на каждом шагу сделать какую-нибудь пакость. Вот оно, мерзопакостное, всегда и повинно в том, что достичь абсолютной свободы никак не удаётся.
Это ведь окаянные иудеи (которые "жаждут чуда") могут жить по Закону с тысячью талмудических толкований и правил. Или же, западные рациональные люди, стремящиеся жить по каким-то презренным "законам Разума", т.е. по законам формальной логики или законам формального права. Но все эти "законы человеческие" не достойны ни абсолютной свободы, ни абсолютного блага. Анты (славяне) верили в бога, который всё может, только попроси. Да и что это за жизнь, если она вся основана на одних запретах? - Как здесь не сказать в сердцах вместе с Венедиктом Ерофеевым ("Москва - Петушки"): "О пустопорожность! О звериный оскал бытия!"
Русская душа как никакая в мире остро чувствует этот "звериный оскал бытия", от которого так легко "полюбить тоску", о которой Есенин написал своё пророческое стихотворение.
И не один ли этот трагический мотив всегда создавал на Руси как святых и героев, а также революционеров и разбойников?
Кстати, о последних очень метко высказался Михаил Бакунин: "Только разбойник в России - истинный революционер - революционер без болтовни, без книжной риторики, без фразёрства - непримиримый, неукротимый революционер действия..." Но увы, в этом реальном народном революционере троцкист Шаламов не смог узнать своего альтер эго, т.е. своего родного брата, только облачённого в откровенные и простые одежды, без риторики и сопливых декораций.
Но можно сказать и несколько по иному: может быть, как нигде в мире, русский человек остро чувствует всю условную зыбкость границы между лихим разбойником и так называемым приличным человеком, а потому слова евангельского разбойника, обращённые ко Христу-Спасителю - "помяни мя Господи во Царствии Твоем" - словно бы специально соотносятся именно с русским человеком, - и как никому близки ему и понятны.
Слепота и идеологическая зацикленность не дают Шаламову в некоторых излюбленных мотивах блатного мира узнать карикатурное и искажённое отражение исконных русских архетипов. Взять, например, самые популярные наколки: "Нет в жизни счастья" (наиболее частая наколка), "Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок", "Не забуду мать родную" (очень излюбленная наколка), "Ставил я на пиковую даму, а сыграл бубнового туза" и многие другие в духе чёрного юмора. Однако и в этих приведённых хорошо видно карикатурное отражение исконных архетипов: козни горя-горюшки, криминальный вариант свободолюбия и древнейший славяно-сарматский культ богини-матери. Последний архетип особенно примечателен, ибо его влияние и до сего времени пронизывает народную стихию. Слабость русской семьи - прямое следствие матриархальных пережитков, ибо сильная семья всегда строго патриархальна. Более того вредные последствия этого архетипа сказываются и на слабой способности русских к самоорганизации. Блокирование этого врождённого недостатка возможно только религиозным путём, который бы подавил матриархальную тенденцию возвышением мужского начала. Что касается блатного мира, то он (как и казачество) выработал искусственный тип организованной патриархальной "Семьи" (т.е. мафии). Многие ошибочно считают матриархальную тенденцию преимущественно результатом советчины, но это не так. Например в интересном культурологическом исследовании "Проблемы легитимности власти в «Бесах» Ф.Достоевского" Николай Караменов досконально проанализирована эта тема на примере творчества Достоевского - http://magazines.russ.ru/bereg/2008/21/ka34.html
Особенно же много интересного можно увидеть в старинных каторжных песнях, в которых мотив поклонения матери и бессознательное игнорирование патриархального начала особенно заметен. Замечателен дореволюционный сборник "Песни каторги" - http://lib.rus.ec/b/410487/read
Одна из каторжных песен просто архетипична и имеет множество вариантов:

Говорила сыну мать

(Тобольская)

Вспомню, вспомню, вспомню я,

Как меня мать любила

И не раз да и не два

Она мне говорила:



Эх, мой миленький сынок,

Не водись с ворами,

В каторгу-Сибирь пойдешь,

Скуют кандалами.



Котелки с собой возьмешь,

Конвой пойдет за вами,

Подкандальный марш споешь

С горькими слезами.



Вспомнишь ты старушку мать,

И родного брата,

Не утерпит ретивое,

Ты убьешь солдата.



Прослывешь бродягой ты,

Будешь всех бояться,

Ночью по полю ходить,

Днем в лесу скитаться.

А вот прекрасное дореволюционное исполнение этой старой каторжной песни:



А теперь более современный вариант, но и намного содержательней:



Как замечательно выражено в некоторых песнях этого рода тёмная (но исконно-русская) воля к безде и особенно матриархальный мотив:

"Не забуду мать родную
И отца-духарика,
Целый день по ним тоскую,
Не дождусь сухарика".

И в заключении привожу, отнюдь небесспорные, но по своему замечательные слова Михаила Бакунина:
"Кто не понимает разбоя, тот ничего не понимает в русской народной жизни"

Tags: матриархальный мотив, русские архетипы
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Когда Хам пришёл к власти в 17г. и бесовские силы устроили свой шабаш в стране, поменялась не только структура общества и народного хозяйства,…

  • Дневник обозревателя

    Памяти Николая Гумилёва. Это стихотворение можно было бы назвать так: о смысле жизни и один из вариантов ответа. Николай Гумилев Выбор…

  • Общество будущего

    Давно уже у нас ведутся разговоры о том, каким должно было бы быть наше "общество будущего". С самых разных сторон (с правой, левой, центристской и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments