garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Немного о Рихарде Вагнере как наиболее полном выразителе облагороженного дионисийского начала в области немецкого романтического мистицизма. Соединить Революцию и искусство ради достижения какой-то необыкновенной мировой гармонии и полноты жизни - откуда у Вагнера появились такие идеи? Не берусь делать каких-то определённых выводов, но предположил бы,
что Вагнер многому научился у своего друга Михаила Бакунина, которого он совершенно справедливо оценивал больше с эстетической стороны, чем как реального политика.
Влияние Бакунина на Вагнера хорошо передают его личные воспоминания о нём, полные восхищения личностью великого русского революционера. - http://www.wagner.su/ownlit1
Некоторые отрывки трудно не процитировать:
"Считая этот мир наименее испорченным цивилизацией, он отсюда ждал возрождения человечества. Свои надежды он основывал на русском национальном характер, в котором ярче всего сказался славянский тип. Основной чертой его он считал, свойственное русскому народу, наивное чувство братства. Рассчитывал он и на инстинкт животного, преследуемого человеком— на ненависть русского мужика к его мучителям, к дворянам. В русском народе, по его словам, живет не то детская, не то демонская любовь к огню, (вообще-то любовь к огню всегда присуща всем святым, пассионариям и революционерам) и уже Растопчин построил на этом свой план защиты Москвы при нашествии Наполеона. В мужике цельнее всего сохранилась незлобивость натуры, удрученной обстоятельствами. Его легко убедить, что предать огню замки господ со всеми их богатствами—дело справедливое и богоугодное. Охватив Россию, пожар перекинется на весь мир. Тут подлежит уничтожению все то, что, освященное в глубине, с высоты философской мысли, с высоты современной европейской цивилизации, является источником одних лишь несчастий человечества. Привести в движение разрушительную силу— вот цель, единственно достойная разумного человека. Развивая свои ужасные идеи и заметив, что я страдаю глазами, Бакунин целый час держал, несмотря на мое сопротивление, свою широкую ладонь против резкого света лампы. Разрушение современной цивилизации—идеал, который наполнял его энтузиазмом. Он говорил лишь об одном: как для этой цели использовать все рычаги политического движeния, и его планы нередко вызывали у окружающих веселые иронические замечания. К нему приходили революционеры всевозможных оттенков. Ближе всего ему, конечно, были славяне, так как их он считал наиболее пригодными для борьбы с русским деспотизмом. Французов, несмотря на их республику и прудоновский социализм, он не ставил нивочто."
- Вагнер совершенно правильно понял первооснову идей Бакунина как начало эстетическое, как стремление Художника к устранению дисгармонических диссонансов и сотворение новой эстетической сверх реальности. Вагнер хорошо распознал в музыке революции пафос оргиастического разрушения, но именно это и исповедовал Бакунин: Страсть к разрушению есть вместе и творческая страсть» («Die Lust der Zerstorung ist eine schaffende Lust»).
Вообще говоря, Вагнер многому научился у Бакунина, например пламенному антисемитизму, истоком которого у обоих было чисто маркионитское восприятие христианства - мол, идеалы его хороши и возвышены, но совершенно бессильны и неосуществимы. Это прекрасно видно из воспоминаний самого Вагнера о Бакунине:
"Все эти ужасные речи смущали особенно потому, что с другой стороны Бакунин обрисовывался, как человек, относившийся ко всему с тонкою и нежною чуткостью. Мои отчаянные беспокойства об искусстве, мои идеальные стремления в этой области, были ему понятны. Но он отклонял всякую попытку с моей стороны ближе познакомить его с моими задачами. О работе над “Нибелунгами” он не хотел слышать ничего. Под влиянием Евангелия я набросал для идеальной сцены будущего трагедию под названием: “Иисус из Назарета”. Бакунин просил меня пощадить его и не знакомить с этой вещью. Но так как мне все же удалось устно передать ему сущность моего замысла, он пожелал мне успеха, но усиленно просил, чтобы Иисуса я обрисовал человеком слабым. Что касается музыки, он советовал при композиции, варьировать лишь один текст: пусть тенор поет: “обезглавьте его!”, сопрано: “повесьте его!”, а неумолкаемо гудящий бас:—“сожгите, сожгите его!”. Однажды мне удалось уговорить его прослушать первые сцены “Летучего Голландца”. Я играл и пел, и этот страшный человек обнаружил себя тут с совершенно неожиданной стороны. Он слушал музыку внимательнее всех других. А когда я сделал перерыв, он воскликнул: “Как прекрасно!”. И просил играть еще и еще. Так как ему приходилось вести печальную жизнь, скрывающаяся от преследований беглеца, я иногда зазывал его вечером к себе. Жена подавала к ужину нарезанную мелкими кусками колбасу и мясо, и вместо того, чтобы, по саксонскому обычаю, экономно накладывать их на хлеб, он сразу поглощал все. Заметив ужас Минны, я осторожно стал поучать его, как у нас едят это блюдо. На это он ответил с улыбкой, что поданного на стол достаточно, что, хотя он чувствует свою вину, ему надо позволить справиться с блюдом по-своему. Не нравилось мне также, как он пил вино из небольшого стакана. Вообще он не одобрял этого напитка. Ему была противна та филистерская медленность, с какою благодушный обыватель напивается допьяна, поглощая вино маленькими дозами. Хороший стакан водки приводит к той же цели, быстро и решительно. Ненавистнее всего была для него рассчитанная умеренность, умышленно медленный темп наслаждения. Истинный человек стремится только к самому необходимому удовлетворению своих потребностей. Существует только одно наслаждение, достойное человека: любовь."
- Однако несмотря на своё маркионитство Бакунин всё же выделял Христа и ап.Павла из ненавистного ему еврейского мира (смотрите его "Федерализм, социализм и антитеологизм").
Что же касается Вагнера, то по некоторым свидетельствам (правда, не совсем безупречным и пристрастным) маркионитство приводило музыкального гения иногда до демонических креативов, которые даже возмутили Ф.Ницше: http://www.vestnik.com/issues/2003/0903/win/shtilman.htm
"Юрий Аранович исследовал оригинальные тексты «Парсифаля». Там он тоже обнаружил удивительные вещи.
В «Музыкальном энциклопедическом словаре» (Советская энциклопедия, 1990 г.) дается характеристика оперы «Парсифаль» как «христианской Мистерии». Посмотрим, что писал сам автор о своем видении замысла оперы. (В тех же письмах Козиме):

«Перед исполнением «Парсифаля» на сцене должна быть разыграна мистерия, в которой тело Христа будет сожжено вместе с другими евреями, как символ избавления от еврейства вообще». Надо признать, что замысел автора довольно далек от «христианской мистерии».

И далее: «звуки уничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и, поверь, я не написал ничего прекраснее».

А вот оригинальный текст в «Парсифале» — в 3-м акте, в сцене встречи Кундри и Парсифаля: «Чья кровь на твоих руках? — спрашивает она. — Если это еврейская кровь, то добро пожаловать в мой дом».

Следует отметить, что тогдашнее немецкое общество было еще не готово к таким «новациям», и как приведенный отрывок, так и идею сожжения тела Христа пришлось оставить. Это, правда, никак не повлияло на Вагнера и не поколебало его веру в своё мессианское предназначение в достижении великих целей."
В письме Ницше Вагнеру: "Реакция Ницше на это была нормальной и честной. Ницше написал Вагнеру, что только за это последнее предложение Вагнер достоин того, чтобы умереть в тюрьме, а не в собственной постели. «Вы не человек. Вы просто болезнь», — написал он. «Парсифаль» (последняя опера Вагнера — А.Ш.) — это черная месса»."

- Надо признать, что мнение великого "антихриста" Ницше выглядит здесь вполне адекватно и здраво. О чём говорит это падение великого человека? - Только об одном: богоборческие страсти до добра не доведут, какими бы благими и возвышенными они изначально не казались.
В процессе последующих исторических событий с предельной ясностью обнаружилось, как опасно соединять и совмещать вместе Искусство и Революцию, или проще, эстетическое дионисийское начало и политическую реальность.
Вначале воду мутят действительно великие гении или великие бунтари, а потом верховодят неудачливые художники и недоучившиеся семинаристы.
Tags: Вагнер и Бакунин, искусство и революция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments