garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

65026052_Aksakov_

Хорошая статья С. Сергеева о великом славянофиле Иване Сергеевиче Аксакове на сайте АПН - http://www.apn.ru/publications/article30292.htm

«Последний славянофил»

К 190-летию Ивана Сергеевича Аксакова (1823 - 1886)

"Ивана Аксакова неоднократно – ещё при жизни, а уж, тем более, после смерти – называли «последним славянофилом». Формально говоря, это не совсем так. Вплоть до 1917 г. в России было немало публицистов и общественных деятелей, именовавших себя славянофилами: А.В. Васильев, А.А. Киреев, Ф.Д. Самарин, Д.А. Хомяков, С.Ф. Шарапов и др. Но всё же нельзя не признать, что послеаксаковское славянофильство имело вид маргинальной, угасающей с годами секты (- с этой оценкой не согласился бы!). Никто из его представителей даже и мечтать не мог о том авторитете, которым пользовался Иван Сергеевич. Достаточно сказать, что на его похороны пришло порядка ста тысяч человек – настоящая общественная демонстрация! И это при том, что большинство из них отнюдь не сочувствовали славянофильским воззрениям покойного – они просто отдавали дань уважения его заслугам перед русским обществом, нравственной цельности его личности, его непоколебимой верности своим принципам…"


Статья Сергеева интересна прежде всего в том смысле, что она верно выделяет самое главное в славянофильском идейном наследии, мужественным пропагандистом которого был до конца своей жизни Иван Аксаков.
Коротко говоря и без больших философий, это можно высказать в ряде простых аксиологических утверждений: Россия - это изначально и до конца государство именно и прежде всего русского народа. Русский народ - это не только этнос, но прежде всего "духовная сущность", призванная по-праву быть, не только простым материалом для имперского строительства, но господствующей силой всего социально-государственного устроения. Русская национальная Вера (т.е. вселенское православие взятое в его конкретно-национальном аспекте) является неотъемлемой духовной и культурообразующей средой национального существования русского народа, вне которого его существование не мыслимо и не допустимо.
До конца своих дней Иван Аксаков был верным рыцарем Русской идеи и как мог популяризировал основную мысль славянофилов (и своего учителя А.С.Хомякова) о эволюционно- преемственном и мирном переходе от петровско-имперской государственности к современному "Национальному государству".
В этом отношении, как не парадоксально это звучит, именно славянофилы как идейное течение являлись в России представителями настоящего (онтологического) западничества, в то время как те, кто именовал себя "западниками", на деле являлись лишь пошлыми подражателями, или даже сторонниками самой грубой азиатчины, прикрытой общегуманитарной и космополитической фразеологией.
Кто-то может задать "наивный вопрос"? - Почему, какая нелепость, какое ниспровержение устоявшихся стереотипов? - Однако, здесь всё просто и неопровержимо, если отбросить всякие фарисейские ухищрения.
Упрощённо говоря, каков изначальный принцип Запада в его ещё античном выражении? Священная надпись в Дельфах гласила: "познай самого себя!" Иными словами господствующий изначальный принцип Запада всегда выражался в идее самопознания, самораскрытия и самоутверждения как отдельной личности, так и любого народного организма, также являющегося неким соборным подобием личности. Именно приверженцами этого онтологического западного принципа для своего народа всегда и выступали славянофилы, заложившие идейные основы русского национализма, в то время как имперско-казённые или внесистемные западники-революционеры были всегда поборниками азиатчины и восточного деспотизма. Но под обманным прикрытием западнических "демократических" или общецивилизационных декораций.
Tags: Иван Аксаков, национальное государство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments