
"В России открыли памятник Солженицыну http://for-ua.com/world/2013/09/27/100658.html
Памятник русскому писателю, общественному деятелю и лауреату Нобелевской премии в области литературы Александру Солженицыну (1918-2008) торжественно открыли на аллее Нобелевских лауреатов Белгородского государственного университета.
Памятник Солженицыну - это третья скульптурная композиция на аллее. Здесь уже есть памятники отечественным Нобелевским лауреатам Александру Бунину и Михаилу Шолохову, сообщает «ИТАР-ТАСС»."
- Ничего принципиально не имея против возведения таких мемориальных памятников, однако обратил бы внимание на какую-то искусственность композиции. Но может быть, эта искусственность вполне отражает неоднозначную сложность и противоречивость этого великого человека. На Солженицына порой возлагались совершенно завышенные надежды, а иногда наоборот в его адрес раздавалась чрезмерная хула и оскорбления. Да, конечно на некий "моральный столп России" Исаевич явно не потянул и здесь можно вспомнить не только его поведение на следствии, подписку о сотрудничестве (кстати, его судебный приговор так никто не может найти!), но и его лукавое молчание по поводу кровавого октября 1993г. (смысл которого как опытный аналитик он не мог не понять), а также и особенно "тёплые" (и разумеется не искренние) отношения с Путиным в конце жизни.
Но с другой стороны, именно Солженицын в послевоенное время публично поднял тему Русского вопроса во весь высокий исторический рост как в своих литературных произведениях, так и особенно в своей яркой публицистике. И об этих заслугах Солженицына забывать нельзя.
Одним словом, в моральном отношении Солженицын проявил себя как обычный средний человек своей страшной эпохи, а потому не стал бы кидать камни в некоторые его слабости. В этой связи, неплохо бы было посмотреть на поведение некоторых его обличителей-моралистов из блогосферы, окажись они неким чудесным образом в аналогичных условиях сталинско-чекистской действительности. Следует помнить, что средний советский человек той эпохи в случае серьёзных предложений со стороны "органов" просто не в силах был отказаться от сексотства. Некоторые либероидные петушки очень любят иногда троллить церковную иерархию, забывая о том, что практически все выездные либералы того времени были прочно повязаны с органами, т.е. чья бы корова мычала, да твоя молчала. (Об этом очень хорошо написал С.Григорьянц!)
Общеизвестно, что все эти евтушенки, синявские, коротичи и прочие березовские с гусинскими были плотно повязаны с органами, никогда не считая это каким то огрехом своей либеральной биографии. Да что говорить о либероидах, когда прима Большого театра певица Галина Вишневская откровенно рассказала в эпоху перестройки, что была сексотом и вынуждена была после каждой поездки за кордон бегать по конспиративным хатам КГБ с отчётами. (Тоже самое примерно рассказал, публично покаявшись, и прекрасный актёр Михаил Козаков.) Галина еле отделалась от этого сексотства только благодаря заступничеству какого-то высокопоставленного любовника в политбюро.
Поучительно и небесполезно сравнить эту скользкую, но важную тему с повседневной практикой наших постсоветских дней, дабы узнать, а многое ли изменилось?
Легче всего это сделать на знаковом деле Даниила Константинова, которого прессуют по абсолютно нелепым обвинениям уже второй год, как известно, за то, что он наотрез отказался сотрудничать с чекистами. Чем можно наиболее правдоподобно объяснить совершенно бредовое упорство в обвинении активиста протестного движения, в деле которого буквально концы с концами не сходятся? - Это можно объяснить только одним чекистским доводом перед своим политическим руководством - "вот если мы дадим слабинку и оправдаем безусловно невинного Даниила Константинова, то в таком случае мы больше не сможет осуществлять своей обычной оперативной работы". Ибо осмелевшие оппозиционеры будут нас всех посылать нах. - И на эти доводы политическое руководство скорее всего понимающе кивает головой. "Да уж, хоть и влипли, но теперь надо давить до конца".
И вот что интересно, даже в голову этим оперативникам и их руководству не влезает простая мысль, что в цивилизованных странах всё же вербовкой занимаются более аккуратными средствами, например, подкупом нужных авторитетов как это было в царской России с весьма знаменитым Азефом, да и с многими другими революционерами. Охранка "честно" готова была платить весьма большие деньги за известные услуги, - и соотвествующие кадры, как правило, находились (можно вспомнить того же любимого Лениным красноречивого Малиновского). Но здесь то именно и обнаруживается настоящая "закавыка", которую не могут разрешить наши алчные и беспредельно аморальные оперативники и их начальники. Это царские высокообразованные чиновники могли (может быть, где-то не забывая и о себе) распределять большие деньги на нужные служебные цели, наше же плебейское племя понимает только одно - любая денежка (тем более казённая!) должна идти в мой личный карман. А в виду этого, у оперчасти не остаётся иных рычагов вербовки кроме грязных провокаций и репрессий. Однако уже и репрессии не помогают, всё-таки постсоветский авторитарный режим не располагает такими ресурсами как его тоталитарный предшественник, а новое постсоветское поколение, - даже уже в самом усреднённом виде, - больше не охвачено тем благоговейным ужасом, которым был охвачен даже самый средний человек советской эпохи.
В этом состоит самое главное отличие между нашей и прошедшей эпохами, и это отличие в лучшую сторону вселяет некоторую надежду.