Пост посвящённый памяти Тютчева - http://adam-a-nt.livejournal.com/1495219.html?mode=reply#add_comment
Общие биографические сведения можно посмотреть в Википедии. Впрочем, кто не знаком со стихами Тютчева.
Как мыслитель и идеолог примыкал к правому прославянофильскому направлению. Также как и славянофилы был убеждённым германофилом и ориентировался на германскую философию и немецкий романтизм (поиск цельности, органичности, консервативной прочности).
Однако в отличие от славянофильского учения, особенно А.С.Хомякова, усматривал свои идеалы больше во внешних общецивилизационных и государственнических началах, чем в чисто религиозной сфере. Православие для него было важной, но всё же лишь частью византийской цивилизационной модели. Тютчев был скорее консерватором в чисто западническом смысле и совершенно был чужд всякому демократизму, например отрицал идею народного суверенитета, признаваемую А.С.Хомяковым. Идеалы Тютчева в отличие от славянофилов были обращены во вне, на общецивилизационную модель российской имперской государственности, якобы призванной спасти мир своей консервативной устойчивостью от западного нигилизма и либерализма. Славянофилы же всегда делали главный акцент на внутреннем субъектном начале, это или целостность православной личности (И.В. Киреевский), или целостность церковного или общинного народа.
И наконец - это особое почитание славянофилами семейного начала, которое как в идеях, так и в личной жизни у Тютчева было далеко (мягко выражаясь) не на первом месте. Влюблялся до седой старости, а все жёны и возлюбленные мёрли одна за другой (такая вот мистическая странность). Правда, в этом отношении Тютчев был более русским человеком, чем славянофилы, ибо как с глубокой прозорливостью заметил Константин Леонтьев русский народ является одним из самых несемейных, непатриархальных и антитрадиционалистских народов в мире. При этом он верно отметил, что твёрдые семейные начала у славянофилов являются результатом их особой религиозности, но не прирождённых национальных черт. - Но именно этим обстоятельством подтверждается исключительная важность национальной религиозности для русских.
Почитание вслед за Гёте внешней красоты или гармонии природы тоже характерно для Тютчева:
"Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…"
( - Хороший пародийный ответ на эту природную красоту имеется у Н. Заболоцкого стихотворение "Лесное озеро" или: " Жук ел траву, жука клевала птица, Хорек пил мозг из птичьей головы, И страхом перекошенные лица Ночных существ глядели из травы" - вот такая "гармония природы").
- Выглядит красиво, но для славянофилов приоритетом была красота не внешняя, а духовная - красота "бессмертной души", красота соборного единства или Небесного Иерусалима.
Этот внешний и насквозь западнический консерватизм Тютчева прямой дорогой ведёт к прокатолическому космополитизму Владимира Соловьёва и вообще к национальному нигилизму, т.е. отрицанию духовной самобытности русского народа.
Славянофилы были правы, Семью и Народ, как прочные и необходимые основы национальной жизни, русские могут сохранить только религиозным путём. Иные пути будут усугублять распад и деградацию.
Тем не менее, стихи Ф.И.Тютчева по своему замечательны и всегда будут интересны не только своей поэтической красотой, но и идейной глубиной. В этом отношении они очень схожи со стихами А.С. Хомякова.
Хотя над этим стихом Тютчева многие недалёкие западники любят издеваться, однако мысль, высказанная в этом стихе, верна и бесспорна:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.