garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Перечитывая Ибн-Фадлана

По наводке блогера (http://pobedonoscev.livejournal.com/235879.html?mode=reply#add_comment) можно обратить внимание на призыв сайта "православие и мир" вспомнить о свидетельствах арабского чиновника Ибн-Фадлана о нравах и быте восточных славян-язычников. Для национального самопознания это небесполезно, хотя к этим арабским свидетельствам следует относиться с осторожностью, так как они безусловно имеют определённый тенденциозный акцент. Правда, некоторые историки славянства считают эти свидетельства, относящимися к неким ославянившимся скандинавам (варягам), так считает, например, Л.Нидерле в "Славянских древностях". Однако это маловероятно, ибо одно место из свидетельств Ибн-Фадлана по моему мнению с головой выдаёт именно рассказ о наших кровных предках.
Вот это место из сайта "православие и мир": http://www.pravmir.ru/sovremennoe-neoyazychestvo-v-svete-svidetelstv-ibn-fadlana/
Объясняя любознательному арабу-мусульманину главные преимущества языческого обряда трупосожжения один сопровождавший его рус говорит такие слова: «Право же он говорит: «Вы, о арабы, глупы»… Это (?) он сказал: «Воистину, вы берёте самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус, и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас»». - Выделенные слова мог сказать только славянин и только истинно (архетипически!) русский человек. "Немедленно и точно" (то бишь, "весь капитал разом") попасть в рай не за какие-то там "дела Закона" (слово то какое мерзопакостное!) или за какие-то подвиги и усилия, а просто так, "за красивые глаза". - Нет, никакой скандинав такого бы никогда не брякнул. И не надо читать и изучать никаких высокоучёных историков славянства, достаточно почитать наши архетипические русские сказки Афанасьева или В.Даля с их главным двоящимся персонажем: то ли Иваном-Дураком, то ли Иваном-Царевичем.
К тому же всё описанное Ибн_Фадланом было многократно описано и другими объективными свидетельствами (от Прокопия К. до Саксона Грамматика) славянских обычаев, например, явных следов необузданного промискуитета, чувственности и вообще необузданной контрастности славянского пра-характера. С одной стороны неоспоримые добродетели, гостеприимство, милосердие, пленников отпускали через три года, а с другой страшная свирепая жестокость в опусташительных набегах, например на греческо-византийские земли, весьма документельно засвидетельствованные историками. Славянские набеги производили не меньший ужас на население, чем набеги викингов на Западе. Известны подвиги в Болгарии нашего истинного язычника Святослава, посадившего на кол десятки тысяч жителей одного взбунтовавшегося города, впрочем, подобные подвиги совершались всегда и везде в истинно языческом мире. Викинги, например, когда опустошали какую-нибудь область (описано в одной саге), когда всё было уничтожено, разграблено и изнасиловано, собирались в кружок с копьями и ловили на них бросаемых вверх младенцев, кто больше поймает на копья, то тот и выиграл. - Всё это очень бы было полезно помнить нашим легкомысленным почитателям "романтического" язычества, а не указывать на известные места в Ветхом Завете о ритуальных жестокостях с пленными. - Ибо таков был общий закон Древнего мира, не помышлявшего ещё о богопризванной сути человека, а рассматривавшего его лишь как обычную часть природного мира. Однако описанные места из Библии, честно констатируя жестокие обычаи своего времени (например, 2 Царств 12:31)., никогда не обращаются к такой языческой мифологеме как "гармония с природой", а призывают исключительно к гармонии с Богом через суровое обуздание своей языческой природы.
Если же действительно искать светлые и высокие идеи в славянском язычестве, которые легко были усвоены русским христианством, то эта древнейшая вера в почти интимную близость к верховному божеству, как сказал бы А.С. Хомяков, "вечно творящему духу", и полное пренебрежение веры в судьбу, что очень красноречиво описано ещё Прокопием Кесарийским. Судьба, необходимость, рок, рационально неизменный и неоспоримый порядок, основанный на "лжеименном разуме" - всё это было изначально чуждо славянскому духу, взыскующего иного мира, чуждого "борьбе за существование" или борьбе за власть. Может быть, сами некоторые славянские пороки были своеобразным теневым предвосхищение их будущих добродетелей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments