Автор проф. Н.Н. Фиолетов - (1891-1943гг )- современник философов-богословов С.Франка, Н.Бердяева, С.Булгакова и др. Но в отличие от них остался в России и погиб в лагерях. "Очерки..." в отличие от иных богословских книг читаются легко и содержание как бы специально рассчитано на тех кто хочет неформально и в живой форме воспринять догматические истины православия. Конечно же немного чувствуется и влияние эпохи, некоторых модных тогда увлечений (софиология и пр.)., но написана удивительно лёгким языком и высвечивает многие сложные проблемы - одновременно - и современно и в полном соответствии со святоотеческой традицией. Что интересно, написана эта книга была в нелегальных условиях, в самиздатском виде. И это в самый крутой сталинский период - конец 30- годов!
Особенно актуальны мысли Н.Н.Фиолетова о государстве:
"Государство в подлинном смысле слова не мыслится вне связи с правовыми началами, без которых оно превращается в голую силу и по существу ничем не отличается от "шайки разбойников". Данное положение с особенной ясностью раскрывает блаженный Августин. "При отсутствии справедливости, - пишет он, - что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники), представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства" ("О граде Божием", 4)
И конечно, не такому государству предлагает заповедь повиновения "не за страх, а за совесть" Апостол Павел.
- так провидчески заключает проф. Н.Н.Фиолетов.
"Государство в подлинном смысле слова не мыслится вне связи с правовыми началами, без которых оно превращается в голую силу и по существу ничем не отличается от "шайки разбойников". Данное положение с особенной ясностью раскрывает блаженный Августин. "При отсутствии справедливости, - пишет он, - что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники), представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства" ("О граде Божием", 4)
И конечно, не такому государству предлагает заповедь повиновения "не за страх, а за совесть" Апостол Павел.
- так провидчески заключает проф. Н.Н.Фиолетов.