garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

архив перестройки (историческая страница).

 Архив перестройки, продолжение поста от 20.03.08г.

На следующий день, 29 мая 1988 года, в день Святой Троицы с группой неформалов я прибыл на торжественное открытие клыковского памятника прп.Сергию Радонежскому
Народу на сей раз было великое множество. От станции до Городка (около 4км) шёл непрерывный поток патриотически настроенных граждан, шли или порознь или же организованными группами с плакатами и флагами. Группы эти представляли из себя так называемые  неформальные структуры, которых развелось со стремительной скоростью весьма большое и многоцветное количество самой разной направленности. Это внезапное появление неформальной общественности началось сразу же за горбачёвской политамнистией 1986-1987гг и фактическим прекращением действия полит. 70ст. УК РСФСР. Репрессивная деятельность КГБ была блокирована, а МВД и милиция тогда не были ещё готовы брать на себя карательно-политические фукции.
Однако в исторической перспективе интересно не это. Ведь совсем недавно, до Горбачёва и при (особенно) Андропове, вся эта бунтующая русско-советская интеллигенция - составляющая основу всех неформальных образований - не смела даже и носа высунуть с какой-нибудь политической или религиозной дерзостью. Все послушно ходили строем, писали "соцобязательства", исправно посещали партийные и профсоюзные собрания,  дружно голосовали за правящую партию до 99%, кое-кто и постукивал в "компетентные органы" (волей или неволей), и т.д. и т.д.  А тут словно по мановению волшебной палочки чуть ли не все стали крутыми диссидентами и страстными обличителями общественных неправд. 
Поучительный пример истинной цены так называемой "стабильности" всех тоталитарных или авторитарных режимов, чуть только палку убери и вся вертикаль немедленно рассыпается вкось и вкривь... 
Официальная часть праздника прошла очень благопристойно и благонамеренно. Многотысячные толпы собравшихся,  как принято в таких случаях говорить, тепло выслушали  речи официальных лиц и представителей русской культуры (собрался весь патриотический бомонд того времени, от И.Глазунова до писателей-деревенщиков). Затем на специальном деревянном помосте прошёл праздничный концерт с участием известных исполнителей народных песен и классической музыки, завершившийся прекрасными религиозными песнопениями монашеского хора из Сергиево-Троицкой лавры.
Уже казалось, всё главное позади и можно с чистой совестью идти на лоно природы к многочисленным летучим ларькам с питьём и закусками, предусмотрительно    расставленными организаторами торжества. Я даже начал зачихлять свой Зенит...
Но не тут то было! 
Как только от деревяного помоста-сцены отошли "официальные лица" и большая часть организаторов торжества, неизвестно откуда из тьмы окружающих толп, сминая не очень плотные кордоны милиции, на деревяный помост ринулась целая орава неформалов различной (в основном патриотической) ориентации. И стремителным штурмом помост был взят , однако ораторов оказалось столь много, что некоторое время из-за многоголосья понять было ничего нельзя. Но постепенно был внесён некоторый порядок в очерёдность ораторов и стихийный митинг начал своё длительное поэтапное течение, переместившись сначала к самому памятнику с возложением цветов, а затем в ближайший живописный овраг, в котором сильно подуставший уже народ слушал самодеятельный ораторов в сидячем положении (правда, здесь вскоре возникли свои трудности, мегафон, именуемый в просторечьи матюгальником, отказался работать по причине разряженности батареек)...
Резонно предполагаю, что нынешнему поколению постсоветских людей все эти описанные события перестройки могут показаться несколько нереальными.  Что, мол, за блажь такая, взрослые дяди и такое ребячье стремление публично прокукарекать, однако не следует забывать исторический контекст эпохи.
Совсем недавно за любые самодеятельные речи в публичных местах можно было получить реальный лагерный срок, а тут вдруг открылись такие возможности... К тому же следует помнить, что интерес к общественным проблемам (любой направленности) в закупоренном тоталитарном режиме был очень высок, вполне согласно с известным принципом: запретный плод всегда сладок. 
Также хочу напомнить, что примерно в эти весенне-летние месяцы великого тысячилетнего юбилея начала формироваться знаменитая политическая толкучка на Пушкинской. Первый в советское время спонтанный и стихийный политический гайд-парк в Москве (но об этом позже). 



С раннего утра к месту праздника подходят разные неформальные группы. Одними из первых почему-то пришли рериховцы...



Игорь Сычёв со своей национально-патриотической группой.



Большинство пришло самостоятельно. Молодой человек с эмблемой васильевской "Памяти" - исключение. Интересный момент, после майской демонстрации в 1987г васильевская структура будет вести себя очень осторожно и избегать публичных акций.



Подошла группа неформальных верующих с берёзовыми ветками.



Торжественный концерт



Наконец торжественная часть закончилась и ораторы-неформалы штурмом захватывают сцену, начинается перманентный стихийный и, разумеется, несанкционированный митинг (впрочем, в горбачёвские времена иногда трудно было отличить санкционированное от несанкционированного...)



Ораторы выясняют очерёдность выступлений. 



Одним из первых выступил Игорь Сычёв, но оратор он не особенно сильный.



Неожиданно выступил настырный Евгений Дергунов с радикально-"демократической" демагогией. И почему-то представился представителем актива ДС (её активисты уже начали проявлять себя на Пушке наподобии акций сегодняшних нацболов).



Затем стихийный митинг переместился к месту возложения цветов.



Милиция долго не пропускает колонну пламенных православных национал-патриотов.



"Русские идут!"



Начинается другой митинг с возложением цветов.



Один из ораторов.



Другой оратор с самодельным стендом.



После возложения цветов патриотические массы организованно перебрались в удобный для продолжения митинга овраг, в котором речи говорили по матюгальнику до той поры пока закончился заряд  батареек...
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Drang nach Süden Никак не могу вспомнить, кому принадлежат из великих слова о том, что: история это вовсе не то, что пишут о ней историки, а это…

  • Дневник обозревателя

    Какая странная тенденциозность в увековечивании великих представителей российской культуры. Почему постоянно отдаётся предпочтение безнациональным…

  • Дневник обозревателя

    Тема: о терминологической путанице ещё со времён Перестройки и возможных терминологических метаморфозах в некотором не слишком отдалённом будущем.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments