
Сегодня, 3 июня, исполняется 90-летие одному из самых выдающихся представителей старой национально-патриотической гвардии, принадлежащей в основном к поколения так называемых "шестидесятников", т.е. 2-ому советско-русскому поколению, как известно, наиболее активно себя проявившему в протестной и диссидентской деятельности в послесталинский период. Помимо того, что академик И.Р.Шафаревич крупный учёный-математик, по моему мнению, он также является, может быть, самым крупным философом-идеологом национально-патриотического направления всего послесталинского времени, и даже вплоть до наших дней. Пожалуй, только он один, ещё задолго до крушения советчины, наиболее сильно и адекватно попытался сформулировать идеологию Третьего пути, т.е. неославянофильскую доктрину национально самобытного развития России в посткоммунистический период, без унизительного преклонения как перед "евразийским" путём, так и перед западноевропейскими ценностями, которые ныне усиленно отвергаются и самим Западом (отказ от христианской традиции, "толерантность" и тотальное разложение). И.Р. Шафаревич необычайно интересный и оригинальный мыслитель, идеи которого продолжают сохранять необычайную актуальность и для нашего времени. Это касается практически всех его крупных идей и концепций. Например, концепция "малого народа", концепция глубокого внутреннего тождества "социализма" и "капитализма" (тождества как духовного, так и социально-экономического), оригинальная концепция русского православия как органическая совокупность всех прошлых религиозных доктрин в духовно преобразованном виде, также особенно (для меня) интереснейшая концепция неотвратимо приближающейся всемирной катастрофы и определение нашего мнимо благополучного времени как эпохи Последних Времён, почти точно повторяющей апокалиптические настроения 1-ого века Христианской эры. Критика Шафаревичем либерального кумира в виде идеи безграничного Прогресса - актуально как никогда, ибо именно в наши дни особенно чётко раскрывается подлинная изнанка богоборческого Прогресса, или его подлинная суть - т.е. деградация и смерть.
Свою интерпретацию идей И.Р.Шафаревича я попытался изложить в одной статье ("Актуальность идейного наследия Игоря Ростиславовича Шафаревича"), приуроченной к юбилейной дате. - http://vsadovnikov.mylivepage.ru/wiki/135/838_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%BE_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0_%D0%A9%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0
В ней много букв, однако я не претендую в ней на какие-то последние истины. Это всего лишь моя субъективная оценка идейного наследия великого мыслителя. С некоторыми идеями Шафаревича можно и нужно дискутировать, но невозможно игнорировать их актуальности. Для примера можно взять концепцию "малого народа". В брежневский период, когда официальная идеология практически умерла, но властная оболочка продолжала сохраняться, необычайно сильное и неофициальное влияние получила русофобская идеология "малого народа", состоящего отнюдь не из одних диссиденствующих евреев. Эта идеология захватила тогда очень многие слои русско-советской интеллигенции (хотя в здравом "классовом" смысле эта идеология была направлена против коренных интересов русско-советской интеллигенции). Триумфом "малого народа" были события 1991-93гг, однако именно этот триумф был и похоронным звоном для этого диссидентского слоя и для самой этой идеологии. Было бы интересно исследовать весьма важную проблему, куда ныне подевался этот "малый народ"? - Нельзя же всерьёз (как это считают охранители) считать его продолжением так называемых "белоленточников", представляющих из себя крайне разнородный конгломерат (к тому же и не слишком идейно влиятельный).
Нельзя ли допустить, что роль русофобского "малого народа", не только идеологически, но и практически, сейчас успешно выполняет сама правящая верхушка? - Однако это тема для более серьёзных исследований...