garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Дневник обозревателя

Вот опять поднята старая тема о подлинности "Слова о полку Игореве" - http://volodihin.livejournal.com/924658.html#t7815922
Сколько уже было споров на эту тему, сколько яростных раздраев в блогосфере, но видимо последней точки поставить не удастся никогда. Хотя лично я, - совместно с К.С.Аксаковым, славистом Мазоном и нашим замечательныи исследователем А.А.Зиминым, затравленным совковыми поцреотами в советское время, - твёрдо считаю Слово удачной и красивой стилизацией, основанной на разных текстах Задонщины. В принципе в этой подделке нет ничего оригинального и интересного, половина западноевропейского "эпоса" и богатой мифологии является своеобразной подделкой (стилизацией), вызванной специфическими истор. обстоятельствами в предверии Нового времени в период формирования идеологических предпосылок для становления буржуазных национальных государств.
На мой взгляд именно под этим углом зрения проблема Слова может быть интересной и актуальной. Дело не в том, что это подделка (пастиш), но насколько она полезна в плане формирования предпосылок становления нации современного буржуазного типа. Как известно, в предверии становления современных наций в качестве дополнительных культурных и религиозных аргументов, формирующих новое национальное самосознание в разных странах Зап. Европы были популярны два мифо-культурных источника, идеологически легитимизирующих субъектные притязания новых гражданских наций (т.е. их волю к власти). Источников было в основном два: германские страны больше апеллировали к образам Ветхого Завета (войска Кромвеля пели ветхозаветные псалмы) и образам стилизованного др.германского язычества (классика - Я.Гримм трёхтомная "Немецкая мифология", до сего времени не переведённая на русский язык); романские страны, в основном Франция апеллировали преимущественно к секулярно-гуманистическим ценностям и великому античному наследию, т.е. стилизованным языческим образам и особенно к мифологизированным гражданским добродетелям Др.Рима. Вся Французская революция прошла в римских тогах и под знаком эстетики худ. Ж.Л.Давида с его полотнами "Клятва Горациев", "Смерть Марата" или "Наполеон на перевале Сен-Бернар".
Подошло время нац.пробуждения и в России, и вот в 18 веке большей частью подражательно появляется интерес к древнерусскому язычеству (например Фаминцин А.С.), в среде русских образованных иерархов, выходцев Киевской дух. академии появляются по тому времени своеобразные "просветители" типа Иоиля Быковского, которому и приписывается компиляция Слова.
Однако серьёзное пробуждение к идеологическим вопросам нацстроительства, связано у нас со славянофилами во главе с А.С.Хомяковым. Последний, в отличие от К.Аксакова, не стал оспаривать подлинность Слова, однако в отличие от подражательных опытов наших западников он решил идти совершенно иным, ВОСТОЧНЫМ, путём. Обращение к образам ВЗ с точки зрения Хомякова, было бессмысленно, ибо изначальное русское архетипическое сознание было всегда чуждо духу суровому и кроваво-принудительному законничеству ВЗ (хотя в каком-то воспитательном смысле и необходимому!). Неслучайно, что Первое и Бесспорное русское литературное "Слово о законе и Благодати" принадлежит первому русскому митрополиту Илариону, который ясно высказал внутреннюю интенцию русской души к Благодати и отвращение к каким-либо законническим построениям, какими бы внешне справедливыми они не казались. Изначально в своём мифо-сказочном подсознании русский дух стремится к экстатически-блаженному состоянию абсолютного безвластия или некоего мистического соединения с божеством - именно это заставило киевских посланцев в храме Св.Софии в Царьграде воскликнуть, что они уже и не знали где они находятся на земле ли или на небе...
С другой стороны, обращение к античным образам стилизованного язычества также по мнению Хомякова было бессмысленно, и не только из-за убогой подражательности, но гл.обр. из-за глубокой аморальности греческой (да и всей античной) мифологии. Нужны были некие мифологические образцы, как бы и дохристианские, но в то же время и как бы предваряющие христианские идеалы в духе русской изначальной жажды соединения небесного с земным.
Чтобы было как в сказках, в которых текут молочные реки и кисельные берега, и нет никакой борьбы за существование, за власть и за прочие блага, которые даруются благим божеством сразу и бесплатно...
И великий мифо-идеолог Хомяков находит в некоторых текстах индийской и особенно иранской языческой мифологии некие древние элементы (Иранское начало), которые по его мнению наиболее адекватно отвечают самым сокровенным интенциям русского духа. Можно оспаривать эту концепцию Хомякова, усматривать в ней слабые места, натяжки и т.д. Однако совершенно невозможно согласиться с тем бесспорным фактом, что настоящим русским националистам совершенно бессмысленно и противопоказанно обращаться к уже давно идейно исчерпанным западным мифо-культурным источникам, как это пытаются со времён Слова о полку Игореве делать наши западные подражатели...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments