Интересная проблема поставлена, кто больший "нигилист" или "зеркало русской революции" - Толстой с Тургеневым или Достоевский, которого так не любят Ленин и Чубайс? - Вопрос как говорится на засыпку. Но стоит только немного подумать, а за что так не любят ленины-чубайсы достоевщину, и всё станет ясно. Достоевщина и есть то самое зеркало, которое прямо-таки с разоблачительной ясностью показывает этих бесов "русской революции".
Но есть и другая загадка в достоевщине, о которой с таким отвращением как-то высказался один маститый нацдемовский идеолог. Только ли внутреннюю коллизию "русской революции" показывает контент произведений Достоевского. А если посмотреть шире, то не показывает ли он и многие противоречия русской души, её радикального и нигилистического подполья ("коллективного-бессознательного"). Как ещё верно обратил на это внимание Бердяев, русская душа во многом является сосредоточением взаимоисключающих противоречий, соединить которые практически невозможно. Но нет ли в этой особенности, в этом стремлении к неким исключительным крайностям, прародительной "вины" первоначального смешения двух нетрадиционалистских народов, сарматов-иранцев, убеждённых кочевников, и славян, убеждённых земледельцев-номадов. Таким образом, мы никак не может найти или обрести свою сакральную "землю предков" (разумеется, не в территориальном, а в духовном смысле). Для того, чтобы обрести эту "землю", т.е. создать своё "национальное государство" необходимо изменить тысячелетний код народа, изменить психологию вечного блуждания на установки консервативной оседлости. Первыми это пытались сделать наши славянофилы, но в то время это не получилось...