garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Вольные рассуждения на религиозную тему.

 Заинтриговало загадочное выражение "огненное колесо бытия", что это такое, в чём смысл этого странного выражения (хотя бы в самом общем виде), в том или ином отношении встречающееся почти во всех религиозных доктринах мира. Общая эволюция этого религиозного образа известна. На самом архаическом этапе развития (во всяком случае в северных арийских племенах) спасительное и согревающее солнце воспринимается в качестве колеса или колесницы, с которым связывается добро, тепло, удача (всё это переносится естественно и на стилизованное колесо - свастику). От Индии до Карпатских гор был весенний обычай катать горящее колесо с горы в качестве символа побеждающего зиму и предваряющее возрождение природных сил.
Однако уже на следующем этапе развития языческой религии - наивысшее выражение которой является буддизм - восприятие образа колеса преобретает совершенно иной смысл. Оно становится символом абсурда бесконечной череды рождений и смертей. Вырваться из этого круговорота бессмысленных перерождений можно только соединившись с некоей небытийственной сущностью - нирваной.
Интересный круг совершило языческое мировоззрение, начав с обожествления стихий природы и всех проявлений природной жизни оно закончило в буддизме полным отрицанием бытия. Круг абсурда замкнулся и жизнь как таковая потеряла своё религиозное значение.
Вырваться из этого "огненного колеса" абсурда или лучше сказать тяжкого плена небытийственности смогло лишь христианство, придав каждой временной жизни непреходящее или вечное значение:
"Спастись от ужаса перед небытием можно, лишь отойдя от головокружительной бездны и обратившись к Солнцу, - источнику всякой полноты, переместив свой бытийственный центр из себя за пределы себя, в Бога". (С.Н.Булгаков, "Свет Невечерний", стр.165, М1994г)
"Злое время, "распалённый круг бытия", есть огненное колесо, схваченное тисками жадного ничто. Но, по мере того как тиски эти разжимаются, делаются нечувствительны, ничто становится бессильной потенциальностью, скрытой основой бытия,  всё победнее звучит небесная музыка "жизни вечной", составляющий предмет христианских упований и обетований и опытно ведомой святым". (там же, стр.177)
Интересное сопоставление буддизма и христианства. Если первое стремится всеми путями истребить, аннигилировать всякое индивидуальное и личностное бытие как наиболее уродливое проявление тленности и нелепости такого существования (приносящего лишь ненужные страдания), то христианство наоборот накладывает печать вечности на каждый миг личностного существования. Каждая личность, каждая конкретная душа в христианстве неистребима и неуничтожима (какой бы она не была, "плохой" ли или "хорошей"), - даже если бы и захотела своего самоистребления, -  что естественно накладывает страшную ответственность на каждый миг нашей жизни.
Язычник мог бы и сказать такое: "какая безжалостная и суровая религия, даже смерть не освобождает от ответственности за совершенные поступки в этом жалком преходящем мире, уж лучше не быть совсем". Кстати, Ницше где-то и делает именно такой вывод - самое лучшее -  быть камнем, ни видеть, ни вожделеть, ни страдать (как-то так). А вот Н.В.Гоголь - как христианин - под впечатлением смерти жены А.С.Хомякова Екатерины высказался таким образом: "Нет ничего торжественнее смерти. Жизнь не была бы так прекрасна, если бы  не было смерти".
Можно ли сказать, что христианин (хотя бы по идее) должен жить в настоящем, как если бы он был уже в вечности?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments