"Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?" - в отчаянии вопрошает великий человек, наделённый Творцом великими дарованиями, и главное, беспрепятственно и с полной отдачей их реализующий в своём творчестве при одобрении многих тысяч его поклонников. Невольно напрашивается, - и без благородного увещевания мит.Филарета, - такое вульгарное возражение: чего ещё ему надо? Богатый, здоровый, высокообразованный человек, избалованный известностью народный кумир, не отказывающий себе во многих удовольствиях светской жизни, и такое вот нытьё. Как бы сейчас сказали некоторые - "зажрался Пушкин"...
Но если даже такой во всём успешный творческий человек (можно сказать, общепринятый эталон успешности) так обеспокоен поиском "смысла", то что же тогда сказать о простых людях, в обоих видах, т.е. и в отношении дарований и в отношении жизненных условий. Но вот странность, как раз именно такие обделённые люди чаще всего и менее всего бывают склонны задаваться этим излюбленным русским вопросом. Повседневная и суровая борьба о хлебе насущном, неразвитость личного начала и принуждённая встроенность в социально-природный ритм жизни как бы не оставляют свободного пространства для подобных духовных поисков. Повидимому, это аналогично той общест.ситуации, что когда идёт борьба не на жизнь, а на смерть (война, какое-то бедствие) количество самоубийств сводится почти к нулю. Когда речь идёт о самой жизни, то задаваться вопросом о её смысле становится совершенно бессмысленным. Возможно, имеются и иные мотивы.
Однако как бы не уклоняться от этого вопроса (по тем ли или иным обстоятельствам) он с фатальной силой довлеет над человеческим сознанием, и отнюдь не только над успешными русскими людьми как Пушкин, русской интеллигенции (постепенно возрождающейся) или "подпольными" героями Достоевского...
Сила этого фатального вопроса такова, что сам основатель монашества преподобный Антоний Великий (3-ий век), достигший великого духовного совершенства, задавался этим же самым пушкинским вопросом, но в ещё более последовательной и обнажённой форме: http://www.webslivki.com/u30.html http://pravoslav.narod.ru/about/o_anton.htm
"Много веков назад жил в Египте человек - Святой Антоний. Антоний вопрошал Бога: "Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?"
(Моё NB: Разумеется, здесь не приведены все вопрошания, ибо их можно продолжить бесконечным рядом: почему одни рождаются инвалидами детства, а другие здоровы, почему у благочестивых родителей рождаются порочные и злые потомки, а у самых порочных иногда случается наоборот; почему у Креста один разбойник покаялся, а другой нет, - и т.д. и т.д.)
Но Господь не оставлял верного раба Своего. И услышал святой Антоний голос:
"Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их".
Не знаю, верно ли это или неверно, но можно ли истолковать этот запрет испытывать судьбы Божии как также и запрет на все бесплодные русские вопрошания "о смысле жизни". Возможно ли его найти нашим "многомятежным" умом? Ведь в самой жизни как в голом факте ничего нет кроме её отрицания, т.е.смерти. А Бог, Он находится не умом, а сердцем. Иными словами, или Он там (т.е.в сердце) есть (как у благоразумного разбойника, даже тогда, когда он занимался своим ремеслом); либо Его там нет и никогда не было - как у второго разбойника.
Между прочим, в этой связи интересно следующее знаковое продолжение из жития св. Антония:
"Но искушения иногда до того доводили подвижника, что он впадал в уныние и обуреваемый помыслами недоумевал, что делать ему, дабы спастись.
"Господи, – взывал он, – я хочу спастися, и помыслы не дают мне! Что мне делать в своей скорби? Как спастися?"
Произнесши сию молитву, Антоний пошел по пустыне, и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и укрепления Антония. И ангел сказал ему вслух: "И ты делай так – и спасешься".
Когда придут и бе в голову мысли "Почему так несовершенно устроен мир? Почему тот добрый человек беден и несчасен, а тот злой лоснится от довольства и во всем ему везет? Почему тот мальчик родился в негритянском гетто, а другой в семье миллионера?"
Отвечай себе так:
"Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их". "
Следует ли всё это понимать таким образом, что лучшим ответом на все наши сомнения и вопрошания о "смысле" и "судьбах Божиих" является наше смирение перед непостижимой тайной Божьего Промысла.
Ora et labora - молись и трудись - вот и весь ответ...