garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Дневник обозревателя

Многим хорошо известна поэтическая дуэль между Пушкиным и митр. Филаретом (Дроздовым) о извечном русском вопросе "о смысле жизни"  -  http://alexandrermolin.livejournal.com/54488.html?mode=reply#add_comment
"Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?" - в отчаянии вопрошает великий человек, наделённый Творцом великими дарованиями, и главное, беспрепятственно и с полной отдачей их реализующий в своём творчестве при одобрении многих тысяч его поклонников. Невольно напрашивается, - и без благородного увещевания мит.Филарета, - такое вульгарное возражение: чего ещё ему надо? Богатый, здоровый, высокообразованный  человек, избалованный известностью народный кумир, не отказывающий себе во многих удовольствиях светской жизни, и такое вот нытьё. Как бы сейчас сказали некоторые - "зажрался Пушкин"... 
Но если даже такой во всём успешный творческий человек (можно сказать, общепринятый эталон успешности) так обеспокоен поиском "смысла", то что же тогда сказать о простых людях, в обоих видах, т.е. и в отношении дарований и в отношении жизненных условий. Но вот странность, как раз именно такие обделённые люди чаще всего и менее всего бывают склонны задаваться этим излюбленным русским вопросом. Повседневная и суровая борьба о хлебе насущном, неразвитость личного начала и принуждённая встроенность в социально-природный ритм жизни как бы не оставляют свободного пространства для подобных духовных поисков. Повидимому, это аналогично той общест.ситуации, что когда идёт борьба не на жизнь, а на смерть (война, какое-то бедствие) количество самоубийств сводится почти к нулю. Когда речь идёт о самой жизни, то задаваться вопросом о её смысле становится совершенно бессмысленным. Возможно, имеются и иные мотивы.
Однако как бы не уклоняться от этого вопроса (по тем ли или иным обстоятельствам) он с фатальной силой довлеет над человеческим сознанием, и отнюдь не только над успешными русскими людьми как Пушкин, русской интеллигенции (постепенно возрождающейся) или "подпольными" героями Достоевского...
Сила этого фатального вопроса такова, что сам  основатель монашества преподобный Антоний Великий (3-ий век), достигший великого духовного совершенства, задавался этим же самым пушкинским вопросом, но в ещё более последовательной и обнажённой форме:  http://www.webslivki.com/u30.html    http://pravoslav.narod.ru/about/o_anton.htm
"Много веков назад жил в Египте человек - Святой Антоний. Антоний вопрошал Бога: "Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?" 
(Моё NB: Разумеется, здесь не приведены все вопрошания, ибо их можно продолжить бесконечным рядом: почему одни рождаются инвалидами детства, а другие здоровы, почему у благочестивых родителей рождаются порочные и злые потомки, а у самых порочных иногда случается наоборот; почему у Креста  один разбойник покаялся, а другой нет, - и т.д. и т.д.)
            Но Господь не оставлял верного раба Своего. И услышал святой Антоний голос:
"Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их".

Не знаю, верно ли  это или неверно, но можно ли истолковать этот запрет испытывать судьбы Божии как также и запрет на все бесплодные русские вопрошания "о смысле жизни". Возможно ли его найти нашим "многомятежным" умом? Ведь в самой жизни как в голом факте ничего нет кроме её отрицания, т.е.смерти.   А Бог, Он находится не умом, а сердцем. Иными словами, или Он там (т.е.в сердце) есть (как у благоразумного разбойника, даже тогда, когда он занимался своим ремеслом); либо Его там нет и никогда не было - как у второго разбойника.
Между прочим, в этой связи интересно следующее знаковое продолжение из жития св. Антония:
"Но искушения иногда до того доводили подвижника, что он впадал в уныние и обуреваемый помыслами недоумевал, что делать ему, дабы спастись.
"Господи, – взывал он, – я хочу спастися, и помыслы не дают мне! Что мне делать в своей скорби? Как спастися?"
Произнесши сию молитву, Антоний пошел по пустыне, и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и укрепления Антония. И ангел сказал ему вслух: "И ты делай так – и спасешься".
Когда придут и бе в голову мысли "Почему так несовершенно устроен мир? Почему тот добрый человек беден и несчасен, а тот злой лоснится от довольства и во всем ему везет? Почему тот мальчик родился в негритянском гетто, а другой в семье миллионера?"
Отвечай себе так:
"Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их". "

Следует ли всё это понимать таким образом, что лучшим ответом на все наши сомнения и вопрошания о "смысле" и "судьбах Божиих" является наше смирение перед непостижимой тайной Божьего Промысла.
Ora et labora - молись и трудись - вот и весь ответ...
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    В каком направлении идёт продолжающийся системный и демографический кризис? - "Россиянство" заменят на концепцию "наличного населения РФ"? -…

  • Дневник обозревателя

    Стоит обратить внимание на интересную публикацию, поднимающую множество вопросов "на засыпку" по так называемой теме "фальсификации истории" и…

  • Дневник обозревателя

    Сегодня, 20 октября, исполняется ровно год со дня кончины ветерана русского патриотического направления Владимира Николаевича Осипова. Вечная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments