garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Дневник обозревателя

Сегодня в воскресенье читался замечательный отрывок из апостола язычников Павла:  "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф.4:5),  и как-то сама собой напрашивается светская коннотация этих замечательных слов: одна вера, одно государство, одна (т.е.единая) нация. По сути дела, слова ап.Павла являются в свете современности адекватным сакральным архетипом идеи национального государства.
В этой связи невольно вспоминаются слова А.С.Хомякова:
"Единство! Это существеннейшее знамение Церкви, видимый признак постоянного присутствия Господа на земле, сладчайшая сладость человеческого сердца!"
Возможно, что эти хомяковские слова могут со стороны показаться излишне эмоциональными для богословских суждений, однако они обнажают самую суть извечной русской проблемы, заключающейся в слабой способности к самоорганизации и единству из-за чрезвычано высокой степени своеобразного свободолюбия, что было прекрасно описано ещё самыми первыми византийскими историками как Прокопий и Псевдомаврикий. Это свободолюбие в сочетании со слабым патриархально-родовым началом делало образование больших оранизованных структур типа крупных военных союзов или сильного государства чрезвычайно сложной задачей. Только при содействии мощного религиозного фактора русским удалось образовать сильное государство, но это было скорее исключение среди славян (недаром русских иногда называют "пруссаками" среди славнских народов). И было закономерным, что с ослаблением этого фактора русская государственность пала в 17г., будучи на 70лет заменённой богоборческим и псевдорелигиозным суррогатом.
Но теперь, когда полный распад и разложение уже угрожает остаткам этой псевдогосударственности, никакими одними лишь утилитарно-рациональными доводами невозможно воссоздать новое русское национально-государственное единство. Это будет возможным осуществить лишь религиозным путём, когда религия станет политикой, а политика религией.
Отнюдь не случайно, что одним из самых почитаемых в русском православии сакральном образе был образ Святой Троицы прп.Сергия Радонежского, как высочайший пример и образец неразрывного и свободного народного единства. Однако образ "нераздельного и единосущного" единства мог стать вожделенным идеалом только в народе, у которого с созданием этого реального общественного единства наличествовали, мягко говоря, очень большие проблемы. Т.е. в полном соответствии с принципом: что у кого болит, тот о том и говорит.
Именно в согласии с этим принципом, например немцы, обладая на генетическом уровне врождённой способностью к самоорганизации и единству сделали своим национальным идеалом протестантский индивидуализм с его акцентом на своевольных личных свободах (политических или познавательных). Но тут вступает в силу другой принцип: что для немца здорово, то для русского смерть.
Прекрасно понимая достоинства Запада или "немцев", наш великий националист А.С.Хомяков обрушивал свою богословскую критику на немецкий протестантизм, который некоторые наши убогие западники хотели бы сделать неким примером для русского будущего. И он оказался прав, ибо для нашего анархического народа ценность народного единства при всех условиях и исторических обстоятельствах является неизменно первенствующей и наивысшей.
Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Здравые мысли. Что нужно всего более РФ в её переходной постсоветский период? - Так называемые "либералы", и иногда вместе с некоторыми…

  • Дневник обозревателя

    Наглядно и поучительно. Подлинные истоки большевизма - живи и помни! Людоед Георгий Атарбеков и его идейные наследники…

  • Дневник обозревателя

    Почти трагикомические перипетии многонациональных анклавов, созданных советчиной и бережно сохраняемых в постсоветский период, как и другие артефакты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments