garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Два взгляда

Маленькая новость, но для нас, "россиян", отнюдь не пустая. "Президент Мексики предложил изменить название страны" -  http://rusnovosti.ru/news/233798/
 «Пришло время, когда мексиканцы должны вернуть своей родине красивое и простое название: Мексика», - заявил Кальдерон. Он подчеркнул, что имя страны появилось в девятнадцатом веке «в подражание другим государствам». Мексиканскими Соединенными Штатами она была названа в 1824 году, после того, как добилась независимости от Испании."

- Отличная идея назвать  единую страну одним и единственным именем. В самом деле, нельзя же отдельного человека, т.е. единый и неразрывно связанный организм, назвать, например, таким образом "Соединённые члены Ивана Петровича". Но всякий исторический народ является неким подобием человеческой личности, внутреннее единство членов которого   является условием и залогом здоровья его организма.    Целостность любого живого организма равнозначна его здоровью, и если нарушается такая целостность, т.е. появляются признаки разъединённости или разлада, то можно смело заключить, что данный организм болеет и нуждается в лечении, чтобы возвратить ему неразрывную цельность   живого организма.  
Когда же единому и живому организму нации навязываются различные ненавистные определения "федеративный", "конфедеративный", "союзный или соединённый", то этим наглядно констатируется болезненное и ненормальное состояние разделённой нации. Особенно мерзопакостно, когда внешнее территориальное тело нации  делится на какие-то "республики", автономии, нац. округа и прочее. Как преодолеть это "ненавистное разделение мира сего" (прп.Сергий Р.), как возвратить разделённому и разобщённому русскому народу его изначальную целостность? Повидимому, это можно осуществить только религиозно, но не в том банально общепринятом смысле, когда под "религией" понимается лишь совокупность неких сакральных обрядов, но как религиозно истолкованную идею национального спасения (в согласии с  изречением одного великого человека: на Западе религию превращают в политику, а в России политику прекращают в религию). 
Так это или не так, но русский тип религиозности крайне радикально отличается от западного рационального благочестия. Это прекрасно понимали, например, Гоголь, А.С.Хомяков, М.А.Бакунин, да и даже такие талантливые охранители как К.Леонтьев или К.Победоносцев, которые однако побаивались этой необузданной идеологической религиозности.

Коротко говоря, в русской мысли в новое время имеются два близких, хотя и различных, взгляда на идею национального единства, заслуживающих внимания. Первый взгляд принадлежит А.С.Хомякову, изложенный правда в сугубо богословских терминах, другой более светский или более формальный взгляд принадлежит гениальному декабристу П.Пестелю автору "Русской правды", который как один из немногих револ.идеологов  понимал всю гибельность федерализма для специфических русских условий.                                
Взгляд А.С.Хомякова (богословские термины в тексте заменены на светские аналоги и отмечены курсивом):

"Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, которому основанием служит не научный рационализм, и не призвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и общей идеологии ("молитвы"), единство, в котором при всём (социальном) различии в степени иерархических полномочий на совершение общественного служения ("таинств"), никто не порабощается, но все равно призываются быть участниками и сотрудниками в общем деле, словом, единство по нравственному устроению национального духа ("благодати Божией"), а не по условно-политическому установлению ("по человеческому установлению"),  -  таково единство в Национальном Государстве ("Церкви")."  А.С.Хомяков, стр.191,т.2, Соч.

Взгляд полковника П.Пестеля из его гениального произведения "Русская правда" (здесь сказано всё просто и ясно, без всяких культурологических или богословских иносказаний, да с военного человека чего и возьмёшь, всё изложено последовательно и одно за другим, как в уставе военно-караульной службы):
 
"Из всего вышеизложенного явствует, что беспрестанно должно непременную цель иметь в виду, чтобы составить из всех населяющих Россию племён только один народ и все различные оттенки в одну общую массу слить так, чтобы обитатели целого пространства российского государства все были русские...  А для сего потребно, чтобы на целом пространстве российского государства господствовал один только  язык российский и чтобы ныне существующее различие в названиях ( - как актуально!) народов и племён исчезли и чтобы все сии различные имена были уничтожены и везде в общее название воедино слиты, чтобы одни и те же законы, один и тот же образ управления по всем частям России существовал и тем самым в политическом и гражданском отношениях вся Россия на целом своём пространстве, являла бы вид единородства, единообразия и единомыслия". (стр.252-253, П.И.Ковалевский, "Русский национализм и национальное воспитание в России", С-Петербург 1912г.

Как глубоко и точно изложил Пестель основополагающие условия образования современного Национального государства, и особенно в приложении к российским условиям.  Недаром А.С.Пушкин высоко оценивал Пестеля как человека и мыслителя : "Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю",
Конечно, торжественно устарелый слог Пестеля может быть поводом для насмешек и даже вызывать некоторые ассоциации с одним персонажем из Грибоедова. Уж очень в этих как бы простых формулировках чувствуется несомненно человек дела, привыкший отдавать приказы, а не заниматься всякой хфилософией и литературщиной. Пожалуй, пол.Пестель был до конца и без всяких сомнений последовательным человеком воли и дела в отличие от большинства деятелей Северного общества во главе с мягкотелым и либеральствующим Н.Муравьёвым (автором федералистской и помещичьей конституции).
Любопытный штрих из биографии в полном смысле слова "настоящего полковника" Пестеля (из википедии):
1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок[4]. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли." - Что и говорить, полковник умел руководить людьми и муштровать солдат, а в своём Южном обществе, установив железную дисциплину, преследовал цель полного уничтожения всей царской фамилии, несмотря на то, что имел блестящие перспективы на карьеру. Однако русский немец Пестель хотел быть русским Наполеоном, и надо признать, если бы не неблагоприятные обстоятельства, вполне бы мог им стать. Но о реальных последствиях такого бы успешного "наполеоновского" шанса лучше не говорить. Несомненно, это было бы посерьёзнее, чем Раскольников со своим допотопным топором.
Однако, несмотря на то, что идейное наследие Пестеля немного уклоняется в излишний этатизм, основные, так сказать, внешние принципы НГ им понимаются верно. Славянофилы же во главе с А.С.Хомяковым сумели разработать внутренние принципы русского НГ, сочетая в доктрине соборности внешнее государственное единство с общественными свободами и нравственной правдой.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments