Честное слово, даже как-то унизительно, как будто бы у нас своих собственных душегубов нет, с кем можно было бы сравнить. Да взять хотя бы битцевского маньяка Пичужкина, который самым обыкновенным молотком умудрился наубивать почти полную шахматную доску, до исполнения заветной мечты этого "шахматиста" не хватило всего 2-3 клеток. Причём в убийствах этого "чистильщика" отсутствовал какой-либо страстный мотив. Ничего сексуального, никакой особой мизантропии, ни корысти (убивал в основном, как говорят, "неблагополучных граждан") одним словом - "ничего личного", - просто хотелось осуществить до конца свою заветную "идею": заполнить все клетки шахматной доски. А также почувствовать себя настоящим хозяином ("наполеоном"?) горячо любимого им битцевского лесопарка, в котором почти под каждым кустом было спрятано по дорогому скелету. Вот уж где загадка так загадка. Темна человеческая душа, прав был пророк Иеремия: (17-9) "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" Однако на этот трагический случай уже набросилась целая свора учёных психиаторов и журналистов, пытающихся дать ему какое-нибудь умненькое и плоское истолкование. Сколько уже мудрёных ригидно-фригидно-паранойных характеристик успели выдать наши разумихины. Но особенно забавными представляются такие банальные мотивы этого преступления как "неразделённая любовь" или некие "насмешки" и издевательства офисных сослуживцев (или иными подобными пустяками).
Бесспорно, что 29-летний Дмитрий Виноградов проявил себя самым настоящим маньяком без всяких кавычек, однако последним и решающим мотивом его психопатологического состояния явились не психические отклонения в чистом виде (безусловно имевшие место), но некоторая специфическая общественная атмосфера, в которой стали невидимо "летать" некоторые старые русские "идеи", сначала вдохновлявшие "человека из подполья" (его идея: "пусть весь мир сгинет и пропадёт в тартарары, а я вот буду чай пить с вареньем"), а потом вдохновлявшие всем известного Родиона Раскольникова уже с более сложным "наполеоновским" мотивом: "тварь ли я дрожащая или право имею". Дальнейшая трансформация этого русского типа всем хорошо известна - желябовы, халтурины, савинковы - и далее, вплоть до наших ранних чекистов (впрочем, с нашими современными сравнивать их не следует, у последних на уме нет ничего "идейного" - только бизнес). Следует заметить, что общей составляющей для всех трёх стадий развития "подпольного человека" является неутолённая и оскорблённая гордость, а также нежелание или неспособность примириться с реальностью (как он может примириться, ведь он же не такой как все, а "необыкновенный"). Так же общей чертой всех идейных маньяков является психологический тип упёртого интроверта, для которого существует только внутренняя реальность своего драгоценного "я", а всё внешнее является какими-то знаками и символами, с которыми можно не церемониться. Абсолютный факт - все великие революционеры были законченными и неисправимыми интровертами (классика жанра - Сталин, не щядивший даже родственников).
Конечно, до революционера офисному маленькому человеку Дмитрию Виноградову ещё далеко, он скорее застрял где-то между "подпольным человеком" и "идеалистом" Раскольниковым (но ближе к последнему!), но общий тренд очевиден и не вызывает сомнений (об этом красноречиво свидетельствует его мизантропический манифест). Последним же толчком побудившим его взяться за оружие были всё же не сугубо личные обстоятельства, но та гнетущая общественная атмосфера, в которой, по верному выводу недавно проведённого социологического исследования ЦСР http://irsolo.ru/protestnaya-aktivnost-snizhaetsya-kak-i-doverie-k-vlasti-doklad-csr/ , неуклонно нарастает (в коллективном бессознательном) мрачное ощущение безвыходного тупика и тотальное недоверие ко всем институтам правящего режима. Это тотальное неприятие существующего режима, лишённое нормального самовыражения в цивилизованных формах, обязательно будет стихиным образом искать другие и уже нецивилизованные формы своего раскрытия. Психопат Дмитрий Виноградов просто оказался одним из первых медиумов-жертв этого мрачного общественного ожидания. Его психопатологическое состояние пришло в своеобразный резонанс с общественными психопатологическими ожиданиями, именно это и побудило его к действию. Русский Раскольников Дмитрий Виноградов является не только и не столько символом какой-то специфической личной ненормальности, сколько важным и тревожным знаком общего социального неблагополучия и предупреждением для властей, что дальнейшая политика закупорки общественной активности неизбежно закончится давно ожидаемым взрывом, в котором власть имущие могут потерять всё (а не только одни лишь свои наворованные капиталы).