garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Мысли о Смутном времени и о сущности русского народа  А.С.Хомякова:

 
"По воле промысла государство, внешняя историческая форма в России, разлетается, и остаётся что-то без организации, без образа, без внешнего скрепления, раскинутое по необъятному пространству, по-видимому, крайне непривычное к самодействию и самоуправлению -  ЭТО РУССКИЙ НАРОД, и на это бессильное тело, которое едва ли и телом назвать можно, налетают со всех сторон враги сильные, мужественные, не знающие совести, не дающие пощады. СОБРАТЬСЯ, СОЧЛЕНИТЬСЯ, отстояться от неприятеля, определить себе настоящее, дать себе возможность будущего, -  все эти задачи должно разрешить разом. Мы знаем, что они были разрешены."

- Из этого отрывка речи А.С.Хомякова в обществе любителей российской словесности (прообраз современного союза писателей, председателем которого он являлся) 30 марта 1860г. хорошо видно, что гл. идеолог славянофильства не только хорошо знал природные достоинства русского народа, но ещё лучше (намного более западников!) знал его самые слабые места и изъяны. В сущности, всё славянофильство родилось под воздействием великой обеспокоенности за судьбу русского народа, когда  в середине 19 века ими гениально было предвосхищено приближение конца имперского (опекающего) периода, что для русских "непривычных к самоуправлению" могло обернуться катастрофой. Требовались новые принципы народной самоорганизации, первооткрывателями которых и были славянофилы во главе с гениальным националистом А.С.Хомяковым. Недаром в одном из своих последних выступлений было высказано А.С.Хомяковым определение  русского народа не в юридических и вещественных (социологических) формулировках (чем любят заниматься наши так называемые западники-нацдемы, подлинные наследники чаадаевщины), но в личностно-религиозном смысле, ибо только религия (т.е.вера как совокупность определяющих поведение глубинных идей) подлинно выражает всё существо как отдельного человека, так и народа.

В самом деле, в каком виде представляют наши современные чаадаевы (широпаевы) русскую историю? - Сугубо в виде неудачного сочетания и бездарной организации народных сил, а под этим углом зрения Россия естественно представляется как некая ледяная пустыня "северо-восток", в которой, как мерещилось, Победоносцеву (тоже кстати западник, но с другого конца) гуляет расхристанный и распоясовшийся "Федька-каторжник" в красной рубахе и с топором в руке. Всё бессмысленно, всё абсурдно, и никакого комфорта. В лучшем случае, вся великая русская история представляется в духе весьма нацдемовской песни В.Высотского про Ивана-дурака  http://www.bards.ru/archives/part.php?id=15388 :
"И началися его подвиги напрасные,
С Баб-Ягами никчемушная борьба -
Тоже ведь она по-своему несчастная
Эта самая лесная голытьба.

     Сколько ведьмочек пришибнул!
     Двух - молоденьких, в соку...
     Как увидел утром - всхлипнул,
     Жалко стало дураку". - и т.д.

- Одним словом, с точки зрения материалистов всех мастей русская история даже в самом лучшем случае представляется неким историческим недоразумением, а русские люди изображаются некими недотёпами, которые якобы не способны "ни спасти животишки", ни с выгодой благоустроиться.
Вообщем, подвиги напрасные, и "ни себе ни людям"...

Вполне по-современному звучат слова великого русского националиста:

"Нашлись люди, которые усомнились в правоте общего сомнения (т.е. в капитулянтском взгляде на русский народ). Они решились вглядеться в вопрос прямо и смело, не скрывая от себя ни его видимой правоты, ни его серьёзности. В коротких и, может быть, несколько резких словах выражу я тот смысл, который они поняли в (ложном) общественном мнении о русской земле. Земля большая, редко населённая, прожившая или прострадавшая бессмысленную историю, ничего не создавшая не носящая никаких особенныз задатков и семян для человечества, -  вот Россия. По правде сказать, на что такая земля нужна Богу или людям? Это  -  или явление, принадлежащее натуральной истории и фавне (животный мир) северного полушария, или много-много человеческий материал может быть пригодный на то, чтобы оживиться чужой мыслью и сделаться проводником этой чужой мысли к другим, ещё более удалённым и ещё скуднее одарённым племенам.
Вот, милостивые государи, как мне кажется, довольно точное выражение того скепсиса, того внутреннего сомнения, которое составляло (и увы составляет по сю пору среди некоторых горе-"националистов") действительную болезнь и действительную историю нашего умственного просвещения в первой половине нашего столетия. Я сказал, что наконец родилось сомнение в правоте этого сомнения.
Не может, подумали иные, такая материальная сила развиться в человечестве без самостоятельной силы духовной. Нет, русский народ не просто материал, а духовная сущность. Не может духовная сущность самостоятельная  не содержать в себе задатков, отличающих её от всех других и назначенных, чтобы пополнить или обогатить все другие.

fp1flORIawY
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments