garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Довольно интересная статья на Утро ру, посвящённая проблемам РПЦ: "РПЦ стала жертвой цинизма" -  http://news.rambler.ru/15198116/

Со многими её тезисами можно согласиться, однако, как обычно у нас, в статье имеются досадные ошибки, причина которых вызвана чрезмерным преувеличением мнимых просчётов или изъянов РПЦ. Нашим публицистам следует всегда повторять античный принцип: "соблюдай меру!"  (Правда, эта мудрость наиболее трудно даётся русским в силу их максимализма.)
Автор статьи совершенно правильно констатирует заказной (со стороны власти) и совершенно нелепый и безразмерно раздутый характер сегодняшних нападок на РПЦ со стороны т.н. "либеральной общественности" (справедливости ради - далеко не всей). Так, например, единичные случаи негативного характера среди отдельных священнослужителей всячески раздуваются СМИ (кстати, в этом очень усердствует Доренко в РСН) до космических размеров и клеветнически приписываются всей церкви с её  30тыс. приходов. Тем не менее, нельзя отрицать того факта, что русская церковь находится на опасном историческом распутье. От вопроса о переформатировании своего общественного положения вряд ли можно будет уйти. Здесь автор статьи прав:

"Эта бессмысленная пикировка вытесняет из общественного сознания главный вопрос: почему православный ренессанс, начавшийся в конце 80-х годов, ушел в свисток? Лежащий на поверхности ответ очевиден: потому что РПЦ, получив реальную автономию, тут же ринулась в объятия государства. В какой-то степени такое поведение можно объяснить данью традициям, и, похоже, именно в истории отношений РПЦ с государством нужно искать ответы на «проклятые вопросы»."

Разумеется, поиск путей большей независимости от текущей государственной власти  (от "режима", но не от государства -  от которого мы все так или иначе зависимы) является важной задачей РПЦ, но в виду объективной её сложности, трудно ожидать каких-то быстрых и радикальных действий от церкви. Подталкивание же к подобным непродуманным действиям может только ещё более ухудшить ситуацию. Ведь всегда следует помнить, что у церкви "нет своих дивизий" (вспоминая анекдот про Сталина и Ватикан) и своё общественное положение она может укреплять только косвенным и медленным путём убеждения и укоренения в общественной среде. Нечего и говорить о том, что полноценная независимость РПЦ достижима только в условиях подлинного "правового государства", но как показывают последние события до правового государства нам ещё идти и идти.
А по сегодняшнему поведению т.н. либеральной общественности хорошо видно, что она незаинтересована в настоящей западной правовой системе даже намного более путинского режима. Поэтому, осторожность РПЦ в поисках своего более адекватного общественного положения вполне понятна и разумна.
Однако с тезисом о том, что якобы "ренессанс, начавшийся в конце 80-х годов, ушел в свисток?"  в корне нельзя согласиться.  Хорошо помня то время (эпоху перестройки и раннего ельцинизма), решительно возразил бы, что никакого тотального ренессанса в позднесоветском обществе не было. В широких общественных кругах (в основном городских) того времени имелись какие-то летучие и туманные настроения всеобщего ожидания "всего самого хорошего", в том числе и мода на религиозность.
Но что реально стоили эти настроения в изуродованном сознании тогдашнего советского человека? - Активные участники и свидетели перестройки прекрасно помнят как эти восторженные массы сначала обожествляли Ельцина, а потом его яростно проклинали, хорошо помним с каким энтузиазмом "массы" участвовали в первых действительно демократических выборах, но как только встал вопрос о защите первых демократических институтов, то эти же самые "массы" трусливо разбежались по своим подворотням или с безопасного расстояния смотрели как расстреливали танками Белый Дом. Не удивительно, что подобная же судьба постигла и моду на религиозность.
Однако можно ли, исходя из всего этого, опрометчиво заключить, что религиозный подъём тех лет полностью "ушёл в свисток" и РПЦ не смогла достичь достаточно значительных успехов? - По мнению всех объективно мыслящих обозревателей, всё обстоит прямо наоборот. Из всех постперестроечных институтов, возродившихся и укоренившихся в общественной жизни, именно РПЦ достигла самых значительных и наибольших успехов. Например, в Москве  при советчине было около 40 действующих храмов, сейчас не менее 400. Но дело не только в цифрах, но и в укоренении церковной жизни в российской провинции по всей территории РФ. Церковь стала неустранимым элементом общественной жизни в постсоветский период, сколько бы не злобствовали её враги. Ни один другой институт не может сравниться с этими успехами РПЦ. И существующую власть можно сменить, и элиту свергнуть, и собственность отобрать и т.д. Но церковь уже невозможно устранить из общ. жизни, и именно это обстоятельство внушает такую обеспокоенность как со стороны власти, так и со стороны так называемой либеральной общественности.
Разумеется, эти успехи РПЦ не следует преувеличивать, или замалчивать  известные недостатки или нестроения, но совершенно бесспорно, что будущее церкви обеспечено, в отличие от многих её критиков и недоброжелателей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments