Впрочем, это моё недоумение не более, чем риторический приём, все более или менее мыслящие люди (как внизу, так и, тем более, наверху) прекрасно понимают "где тут собака зарыта". В роковом 91 году был лишь тяжело ранен кремлёвский дракон, однако своё главное логово он не оставил, а потому рано ещё подводить итоги. Тем более, что и всей полноты информации об этой полной загадок эпохе перестройки и её окончании в 91-93гг до сего дня не имеется, архивы жёстко закрыты, а закулисные акторы или рядовые свидетели таинственных процессов продолжают благоразумно держать язык за зубами.
Тем не менее, справедливости ради, большую часть нашей жж-ной общественности больше интересует не вся историческая полнота о бывших судьбоносных событиях, не закулисные интриги или иные кашмарные тайны (уверен - их очень немало), но самый главный и вечный русский вопрос: кто виноват?
И как обычно в таких случаях почти единодушно находится типовой русский ответ - конечно же виновато во всём - чтоб ему пусто было - начальство (бюрократия, номенклатура, прорабы перестройки, КГБ; и прочая и прочая и прочая).
Но так ли это? - Не берусь давать окончательного ответа на этот искушающий вопрос, однако представил бы немного своих фоток начала 91 года (во время голосования в референдуме по вопросу сохранить ли Советский Союз, т.е. прямо перед 17 марта 91г.), на которых мною был запечатлен "митинг" в поддержку горбачёвского референдума "давайте жить дружно". Как известно, (за цифирью лазить не хочу) за это проголосовало большая часть населения Союза, особенно на Украине, Беларусии, Средней Азии, которые буквально через полгода спокойненько и без шуму отложились от главной имперской берлоги. Кстати, и россияне в РСФСР тоже не сильно переживали, как говорится, никто даже в одном месте не почесался. Вообще-то эта равнодушная реакция колоссальная загадка для будущих исследователей и историков. На глазах всего цивилизованного и нецивилизованного мира, граждане огромной и великой страны вроде бы дружненько голосуют за - "давайте жить дружно". И тут же, почти не отходя от кассы, вытирают ноги о поверженные обломки своей державы. Но в том то и дело - своей ли?
Так называемый "митинг" был организован какой-то коммуно-патриотической структурой (прото-зюгановцами). Организован он был профессионально и с размахом. В том смысле, что было выставлено огромное количество коммуно-патриотических лозунгов, плакатов, транспарантов и пр., изготовленных сугубо профессионально. Был заранее занят целый кусок площади перед центральным парком (в то время там почти каждый день проходили какие-нибудь политтусовки, интернета ещё не было, но жить было весело). Одним словом, всё было устроено на самом высочайшем орг-уровне. Увы, отсутствовала, практически полностью одна только досадная мелочь - на "митинге" не было митингующих, так, может быть только пара-тройка человек смотрящих. Т.Е. приехавшая орг-бригада расставила технический инвентарь и, увидев полное отсутствие публики, куда-то тихо исчезла (а с покупкой митингующих-статистов технология не была ещё разработана, до и денег было жалко).
Короче говоря, фотоинформация к размышлению:




Интересно отметить, что на референдуме 17 марта 1991 года было представлено пять хитрых вопросов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC_%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
Вернее, хитрых было четыре, т.е. вопросы о сохранении госединства были увязаны с самыми различными преференциями, социальными льготами или гражданскими правами или просто с высокондравственными пожеланиями.
Самый же главный и бесхитростно заданный вопрос был под №2: "Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как единого государства" - 28%; как видно, за сохранение госединства как безусловной народно-исторической ценности, т.е. ценности самой по себе, проголосовало всего лишь 28 процентов!
В то время политологи как то не обратили на это большого внимания, а ведь это был самый главный и решающий пункт. Общий же результат референдума 77,85% по сути дела ничего о себе не говорит. Это было просто туманное пожелание, и не более того. Однако государство как безусловная историческая ценность, как общий и единственный национальный дом, безусловному большинству совейских безродных людей было на фиг не нужно. Совки воспитанные на материализме хотели только одного - преференций (неважно, в натуре или в идеале, но "здесь и сейчас"). Однако же в конечном историческом итоге не получили ни того, ни другого...
Из всего вышесказанного повидимому легко напрашивается эмоционально-осудительный приговор: ну что ж, незадачливые шкурники, чего хотели, то и получили. Но это глубоко ошибочный вывод. Бессмысленно и крайне упрощённо объяснять великую народную трагедию подобными приговорами, однако и полностью игнорировать факт (математически зафиксированной в референдуме) мощных антигосударственных настроений невозможно. Бесспорно одно - советский народ к концу перестройки решительно не хотел быть больше советским!
Но как и каким образом это осуществить и реализовать не знал. Впрочем, досконально и до сего времени не знаем.