На рамблере как то наткнулся на сайт интересного подвижника и фаната санскрита, и вообще всякой индуистской религиозной премудрости, сайт некоего "Андрея Игнатьева", наполненный собственными переводами с санскрита разных "священных книг" индуизма. Впрочем, никакой рекламы этой индуистской псевдорелигиозности я этим указанием давать не хочу, ибо индуизм как живая языческая религия давным давно умер и ныне может представлять интерес только с культурологической и филологической стороны (точно также как и древнегреческая мифология).
Как известно, первооткрывателями темы санскрита и его близости к русскому языку были великие славянофилы - А.С.Хомяков и его ученик А.Гильфердинг, большой вклад в санскритологию сделал близкий к славянофилам Каэтан Андреевич Коссович (подробности можно легко найти по гуглю).
Не обладая какими-то серьёзными познаниями в этой области, всё же обратил бы внимание на такой пустячёк. Известно, что в индуизме Девы и Ашуры противостоят по отношению друг к другу примерно как добро и зло. Девы (Дэвы) - творят в основном добро, а Ашуры вроде демонов пакостят и отравляют людям повседневную жизнь. Однако в иранской религиозной традиции (имеющей общие этнические и духовные корни с индуизмом) обстоит всё прямо наоборот. Так часто бывает между родственными племенами после их разделения и возможной взаимной борьбы. (Таков общий закон жизни, вражда между близкими родственниками часто бывает самой непримиримой.)
А что же у нас? - Насчёт Ашур гадать не буду, но слово Девы у нас прочно стало наименованием девушек, женской девичьей красоты. Иными словами, у нас этот термин, десакрализуясь, сместился полностью в эстетическую сторону. Да и действительно, что в земном мире с точки зрения древних славян (и не только древних) выражает собой высшую телесную красоту? - Конечно же женская красота, духовной красоты др.славяне ещё не знали, но эту красоту высоко ценили. Во всяком случае, что касается нашего русского князя Владимира Святого, то большего ценителя этой красоты и не сыскать (сказочному Соломону, пожалуй, будет далеко).
Конечно же это шутка, однако несомненным фактом является особая эстетическая восприимчивость вост. славян, что гротескным образом проявилось, например, в выборе веры при князе Владимире Красное Солнышко (28 июля его Память). Чем и Как наши предки выбирали наилучшую Веру? - Разумеется, только Сердцем, т.е. посредством эстетического критерия. Посланцы киевлян и князя Владимира, будучи на византийском богослужении, до того были поражены его пышной неземною красотой, что с простодушным восторгом говорили: "не знаем где находились, на земле ли или на небе". В сознании добрых язычников славян византийское богослужение было своеобразным духовным пиршеством, дивным, красивым и радостным. Они, выбирая сердцем, тем не менее, не ошиблись в том, что совершенно по православному восприняли богослужение как пиршество духа, как праздник единения со своим Творцом и Богом. Если раньше в земных пиршествах на легендарных застольях со своим почитаемым и любимым князем они символически соединялись и роднились со своим земным владыкой, то теперь могли соединяться и родниться с самим Богом.
Таков был, повидимому, путь древних славян, от земной зримой красоты - к красоте высшей, небесной. Однако при этом, не умалялась и не принижалась и красота первая (земная), но лишь ставилась на соотвествующее подчинённое место.