garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

Завтра, 13 (1) мая, исполнится 208 лет со дня рождения в 1804г. великого русского мыслителя Алексея Степановича Хомякова, которого можно по праву считать отцом-основателям самой первой и самой глубокой национальной русской идеологии. -  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Сознавая исчерпанность петровского имперского периода, однако не отрицая его историческое и культурное значение, А.С.Хомяков создал основы нового русского мировоззрения, которое обосновывало право русского этноса на самобытное или самостоятельное внутреннее развитие. Иными словами, Хомяков создал доктрину Русского национального Суверенитета на основе своей религиозно-цивилизационной традиции, точно также как создавали аналогичные теории западные мыслители Ж.Ж.Руссо, Т.Гоббс и Дж.Локк. В центре этой доктрины лежала мысль, глубоко чуждая средневековой эпохе, что народ первичен, а государство вторично, что народ как "духовная сущность" должен определять все остальные сферы и области политической жизни. Общественная жизнь по мысли Хомякова и славянофилов должна строиться не на верховенстве насильственной вертикали (а значит и на взаимном недоверии), но на верховенстве морали и религиозных ценностях, т.е. на "взаимном доверии" всех общественных классов и граждан.
Или проще говоря, славянофилы постулировали народ в качестве самостоятельного и самоорганизующего Субъекта, а не в качестве пассивного стада подданных. Однако Хомяков в отличие от либералов-западников решительно был против резкого разрыва старого с новым и твёрдо выступал за, по возможности, мирный эволюционный путь развития. В русской истории как и в жизни отдельного человека не может быть таких "провалов памяти" или таких разрывов между поколениями и эпохами, которые бы подрывали и делали невозможным целостный взгляд на единую картину русской истории. Иными словами, для того, чтобы создать новый тип современного национального единства (характерного для "национальных государств") необходимо предварительное достижение внутреннего примирения на базе традиционных религиозных ценностей. Бесполезно стремиться к построению какого-то абсолютно "справедливого" и эгалитарного общества, но разумно и обоснованно стремиться к соборному единению разнородных общественных социальных частей и отдельных граждан на основе таких славянофильских идей как "взаимное доверие", "взаимная любовь", взаимное уважение к друг другу или же, говоря иначе, на основе классового и межсословного сотрудничества. Ведь с точки зрения Хомякова, чем являлась соборность в своей повседневной конкретности?  - Это в первую очередь "единство во множестве", в котором каждая личность и каждая социальная группа сохраняет своё индивидуальное или классовое своеобразие, однако отказываясь от своего узкого эгоизма. Ведь соборность это ничто иное как "единство в свободе и свобода в единстве".
С высоты нашего времени упования славянофилов могут показаться несколько наивными. Но это не так. В мировой человеческой жизни существует, грубо говоря, только два типа социального (национального) единства: или на основе прямого принуждения, насилия, материальных выгод;  или же на основе какого-то (пусть и не всегда совершенного) согласия, каких-то взаимных уступок и компромиссов, если и не на любви, то по крайней мере на взаимном уважении - и всегда на общей для всех единой системе морально-религиозных ценностей.
А.С.Хомяков и славянофилы выбирали второе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments