garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Categories:

Немного о различии русского и западного типов религиозности

То ли погода такая, то ли предчувствие неких событий остановили внимание на одном посте про немецкого юного философа Филиппа Майнлендера, одним из первых безбожных волюнтаристов, пришедших к выводу, что "Бог умер", вернее, по его доктрине, принёс себя в жертву, совершив божественное самоубийство (что-то наподобие ведийского  Пуруши, правда, принесённого в жертву некими жрецами), и тем самым распавшись на множественность индивидуальных жизней (воль), сделал самоубийство единственным логическим выходом из бессмысленного состояния  распадающегося множественного бытия. Одним словом, любая осмысленная индивидуальность может иметь только одну направленность воли - "волю к смерти". Не берусь претендовать на точность изложения доктрины этого малоизвестного философа, но главное состоит в том, что сей мыслитель, нисколько не сомневаясь, с немецкой последовательностью реализовал выводы своей доктрины. -http://vadim88.livejournal.com/83141.html
Нечего и говорить что юный мыслитель был большим почитателем пессимистической философии Шопенгауэра, совершенно адекватно осмыслив шопенгауэровское понятие воли к жизни, как волю к абсурду. Если у бытия нет твёрдого основания, т.е. Бога, то наша жизнь лишь мираж наполненный призраками. Это кстати  очень хорошо выражено в одной молитве, в которой верующий, обращаясь к бытийственной помощи Творца, признаётся Ему, что  "семя тли во мне есть", а потому ему как разумной личности требуется бытийственная помощь благодати для подтверждения своей жизненной подлинности - "даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа". Ещё более образно это высказано в 21 псалме Давида: "Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий", т.е. без поддержки воли Божией человек утрачивает бытийственность, превращаясь в призрак. По сути дела философия Шопенгауэра это философская исповедь последовательного и неисправимого эгоиста, участь которого уже по этому самому факту может быть только несчастной и печальной.
Кстати, не только немцы отличались такой самоубийственной последовательностью. Популярный в эпоху серебряного века австро-еврейский философ Отто Вейнингер не смог совладать с пессимистическими выводами своей доктрины и в 23 года покончил с собой - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80,_%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%BE
А что же Россия? Ведь русские также принадлежат к народам, для которых понятие воли (а значит и  смысла жизни) всегда имело громадное зачение. Например, А.С.Хомяков даже Бога-Творца называл "Волящим Разумом". И в этом ракурсе у нас имеется много общего с немцами и евреями (и отнюдь неслучайно такие драматические коллизии происходят именно в этом треугольнике - русские, евреи, немцы). Однако в отличие от немцев и евреев русские (их предки) уже  в самые доисторические времена имели совершенно иное понимание направленности воли, на что прозорливо обратил внимание в "Семирамиде" А.С.Хомяков. Это понятие было всегда связано не с устремлённостью к материалистическому или чувственному самоутверждению эгоистических воль, но со своеобразно понимаемой "духовной свободой", ограничивающей личный эгоизм духом братской любви. Иными словами, свободолюбие Иранского начала постулировало гармонические, бесконфликтные или ненасильственные взаимоотношения, а не их борьбу и противостояние. "Иранское" Самопожертвование против "Кушитского" Самоутверждения - из этого противопоставления А.С.Хомяков разовьёт своё знаменитое учение о соборности как гармоничном сочетании "единства и свободы". Многим поверхностным людям подобные учения могут показаться "прекраснодушными утопиями", однако они по своей культурно-идеологической сути не более утопичны, чем любые концепции самых строгих и последовательных мыслителей, ибо любая самая глубокомысленная философия (вне связи с Источником бытия) является всего лишь "игрой ума", полезность которой определяется не её мнимой  "истинностью", а лишь заслугами в сфере культурных ценностей или же заслугами историческими (как например, совершенно фантастическая, сама по себе, утопическая концепция "Общественного договора" Руссо, однако способствовавшая одному из крупнейших общественных переворотов в европейской и мировой истории).
С точки зрения Хомякова русские были как бы "православными" ( по идее или по замыслу) уже задолго до Нового Завета, точно также как немцы были своеобразными индивидуалистами-"протестантами" задолго до Лютера. И это является не простым вымыслом Хомякова, но вполне ясно опирается на исторические свидетельства, например на свидетельство византийского историка Прокопия Кесарийского, отмечавшего единобожие антов (ветвь восточных славян) и характерное понимание божества - "Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере в отношении людей..."
Иными словами, отношение к верховному божеству у славян отличалось дружеским взаимопониманием и доброжелательностью, им было совершенно чуждо  ветхозаветное понимание карающего и грозного владыки. С таким благожелательным владыкой всегда можно было договориться, что кстати и сделал кн.Владимир Красное Солнышко, однажды попав в засаду и прячась от печенегов под мостом, обещал Богу щедрые дары покаяния в случае своего спасения (что он незамедлительно исполнил). Разумеется из этого восприятия божества могло в качестве теневой стороны родиться и необязательность, и злоупотребление милосердием Божием, и уклонение в пелагианство. Но таково исконное восприятие божества у славян (правда, не у всех), позволившее легко принять христианскую веру как свою  родственную и близкую по духу. Этим же пониманием "Образа Бога" можно объяснить и особый упор первого русского митрополита Иллариона на Благодати, а не на Законе (и разных там запретах).
Но может быть глубокое различие в религиозных воззрениях проявляется не только в понимании Бога, но и в понимании Его противника как символа зла. У немцев, евреев и вообще на протестантском Западе дьявол это сверхдемоническая личность, злой супермен, активно противящийся воле Творца или несущий зло людям. (И здесь странность, постепенно утрачивающие понятие о Боге как о Волящей Личности, однако продолжают сохранять  личность у Его противника. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть на  содержание многих популярных компъюторных игр с летающими демоническими монстрами и прочими чудищами.) 
А что же у нас, у русских? - Для нас дьявол это скорее некая инфернальная "чёрная дыра", безликая и безличная бездна. Хорошее определение дьявола дал Достоевский как "духа самоуничтожения и небытия". Этот "дух" затягивает в бездну грешных безвольных людей, потерявших связь с Волящим Разумом, аннигилирует и уничтожает бытие. И здесь полная противоположность с западным пониманием, можно сказать какая-то зеркальная противоположность. Здесь, у "нас" можно договориться с Богом, а там, на Западе, обычно "договариваются" с дьяволом (легенда о Фаусте!).
Однако не следует идеализировать и наш тип  религиозности, он и в исходных своих стадиях имеет определённые двусмысленности и негативные стороны (критически отмечаемые ещё славянофилами). Развитие этих негативных сторон было хорошо исследовано Достоевским, у которого между прочим прекрасно выведен и образ радикального русского бунтаря-философа, который подобно немцу Филиппу Майнлендеру по чисто идейно-философским основаниям кончает жизнь самоубийством. Конечно же, это революционер Кириллов из "Бесов":"
Дойдя умом до отрицания Бога, К. пытается освоить мысль до конца: «Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие… Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия — это убить себя самому… Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия… Я хочу высший пункт и себя убью». http://www.litra.ru/characters/get/chid/00789141241782740118/
 Ведь главное что? - это мысль разрешить, а не миллионы иметь...
Кстати, в качестве послесловия: В конспекте «Бесов», сделанном Ф.Ницше, логика миропонимания К. подробно проанализирована и рассмотрена под углом зрения начатков нигилизма: по Ницше, суть дела не в избытке нигилизма, а в его недостатке, к тому же в глазах немецкого философа убийство другого — акция, присущая сильному человеку, а самоубийство — слабому (см.: Ю.Давыдов. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982; В.В.Дудкин. Достоевский и Ницше. Петрозаводск, 1994).



Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Как и следовало ожидать. Инцидент с воронежским стрелком Виктором Мирским первопричиной имеет понятную и обычную для подобных инцидентов подоплёку.…

  • Советчина, которую мы потеряли...

    Вспоминая советчину, очень духоподъёмно. Не знаю как с чисто художественной точки зрения, но с чисто человеческой работы художника Nik…

  • Дневник обозревателя

    Здравые мысли. Что нужно всего более РФ в её переходной постсоветский период? - Так называемые "либералы", и иногда вместе с некоторыми…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments