garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Дневник обозревателя

С Праздником Сретения Господня!  -   http://days.pravoslavie.ru/Days/20120202.htm
Религиозный смысл этого праздника состоит в мистической  Встрече Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет в символическом приветствии Богомладенца благочестивым старцем Симеоном Богоприимцем и Пророчицей Анной передаёт всю полноту благодати Ветхого Завета Завету Новому. При этом Старое не подвергается какому то уничижению и (избави Бог) какому то отвержению (как это имеет место в ереси Маркиона), но просто лишается своей полноты в силу своей исчерпанности и исполненности обетований о Спасителе мира.
Вот слова "мужа праведного и благочестивого" Симеона Богоприимца, который по церковному Преданию 300 лет ждал обетованного Мессию в наказание за то, что усомнился в словах ветхозаветного евангелиста пророка Исайи:

"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля".

Можно найти и много других коннотаций этого Праздника, например, встреча зимы с весной (самая бытовая), но я бы обратил внимание на другой дополнительный смысл Сретения - наказание долголетием за усомнение или неисполнение воли Божией. Ведь вот какая странная штука, все люди хотят жить долго и хорошо (и разумеется обладать хорошим здоровьем). Но так ли это бывает в нашей повседневной жизни? Или вопрос на засыпку: всегда ли хорошо слишком долго жить (про средство Макропулоса вообще не стоит говорить - это просто инфернальный бред)?
Как то в СМИ несколько лет назад прочёл, некий одинокий старик около 100 лет повесился от тоски, не дождался своей естественной смерти. Знаю и другие подобные житейские случаи. Конечно, легко впасть в грех вульгарного осудительства, мол, вместо того чтобы жить церковной жизнью (молиться-поститься), человек поддался демону уныния. А многие ли способны жить такой духовной жизнью? А если человек потерял всякую связь с повседневной реальностью, потерял (пережил) всех своих близких и дорогих людей, что тогда. А ещё хуже, если и не было в жизни этих действительно близких и дорогих людей, что кстати сейчас очень актуально для некоторых самых благополучных стран Зап.Европы в основном со старыми протестантскими традициями (например в Чехии, скандинавских странах). Иногда думается и такое, если удасться науке достичь серьёзного успеха в продлении жизни, не обернётся ли это ещё большим усугубление трагедии старости?
Ответить на все эти вопросы наверное невозможно, однако заключил бы эту непростую тему одним оптимистическим эпизодом из жития нашего русского святого Иоасафа Белгородского. - http://www.pravoslavie.ru/put/1926.htm
  "О том, как близок был Св. Иоасаф к Богу, свидетельствует следующий изумительный случай. Вскоре по вступлении своем на Белгородскую кафедру Св. Иоасаф собрал к себе городских и окружных пастырей. В толпе стоявших пред ним Св. Иоасаф заметил одного дряхлого старца-священника, на которого устремил свой испытующей взор. Преподав благословение и отпустив представлявшихся ему пастырей, Святитель задержал подле себя дряхлого старца и, узнав от последнего, что ему уже минуло 130 лет, сказал: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего пред сыном своим, поведай мне, не опорочена ли твоя совесть, каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть... Долговременная жизнь твоя убеждает меня, как архипастыря, очистить душу твою покаянием, примирить тебя с оскорбленными тобою и данною мне властью простить и разрешить самый грех по слову: «аще разрешите на земли, разрешена будет и на небеси.»...

Изумленный старец, не сознававший за собою никаких преступлений, считавший долголетие особою милостью Божией, был настолько ошеломлен словами Святителя, что только и мог повторять: «Не знаю, не помню». Но пристальный взор Святителя, устремленный на него, отеческая ласка и бесконечная любовь, какая светилась в очах Святителя и чувствовалась старцем в каждом движении и каждом слове его, заставили содрогнуться, пробудили в нем старые воспоминания, воскресили в памяти давно забытое прошлое...

Заливаясь слезами, пал старец к ногам Святителя, громко рыдая и рассказал об ужасном случае, имевшем место несколько десятков лет тому назад, в бытность его приходским священником.

Однажды, говорил старец, совершив в своем храме Божественную литургию и собираясь идти домой, он был остановлен посланным от местного помещика, с требованием совершить литургию вторично, какового требования он не мог исполнить в виду того, что храм был однопрестольный. Никакие доводы священника не в состоянии были вразумить ни посланного, ни помещика, и, под угрозою наказания за ослушание, он вернулся в храм и приступил к совершению литургии на том же престоле, на котором только что закончил ее. Но в этот же момент он услышал таинственный и грозный голос: «Остановись, что ты делаешь»...

Содрогнулся священник, но страх ответственности перед помещиком был сильнее страха пред Богом. Оправившись от смущения, он возгласил: «Благословенно Царство...», как вдруг вторично услышал еще более грозное предостережение: «Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь»...

В порыве безумия он ответил: «Сам будь проклят» , — и затем продолжал литургисать и окончил службу.

С тех пор прошло уже свыше 70 лет, ветхая церковь разрушилась, а там, где она стояла, теперь чистое поле, еще недавно вспаханное...

С ужасом великим выслушал Св. Иоасаф рассказ дряхлого старца и сказал ему: «Несчастный, что ты сделал... Ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого... Оба вы связаны проклятием и доныне. Так вот причина долголетия твоего и удрученность телесного слячения»...

После этого Святитель велел немедленно приготовить походную церковь, разыскать то место в поле, где стояла прежняя церковь и вместе со старцем отправился туда, приказав последнему совершить там Божественную литургию. По окончании последней Св. Иоасаф подозвал к себе старца и велел прочитать ему «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...», — затем благословил его, сказав: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов»... Стоя на коленях пред Святителем, поддерживаемый диаконом, дряхлый старец, примирившись с Ангелом, охранявшим св. престол, и своею совестью, безмолвно, очами полными слез, смотрел на Святителя Иоасафа, протягивая к нему свои старческие изможденные руки.

Кротко и любовно взирал Св. Иоасаф на бедного пастыря, спасенного от гибели и, наклонившись к нему, обнял его... Склонилась глава старца на плечо Святителя и примиренный с собою, прощенный Богом, он испустил последнее дыхание и здесь же, на месте бывшей церкви, Св. Иоасаф повелел совершить и погребение почившего старца и лично отпевал его."

Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Подведём теперь итоги. Мнения различные медиа-ресурсов по узбекскому проекту. Подборка ТК Тайная канцелярия -…

  • Дневник обозревателя

    А вот и относительно хорошая новость (на фоне других, не столь хороших). https://t.me/rightcourse/49076 [Переслано из Афанасьев] Помните историю…

  • Дневник обозревателя

    Самое главное во вчерашней передаче Ивана Миронова на радио КП слушать на 36 минуте. Как бы не относиться к этому деятелю, но поднятие этой страшной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments