garden_vlad (garden_vlad) wrote,
garden_vlad
garden_vlad

Немного философии

Не мог не обратить внимание на один пост в сообществе философия ру.
 http://ru-philosophy.livejournal.com/1256747.html?view=comments   -  "Почему люди тяжело воспринимают уход из жизни?"
Нет сомнения в том, что в этом сообществе должны бы пастись  в основном блогеры с отвлечённо умозрительным или чисто теоретическим уклоном, озабоченные какой-нибудь вечно неразрешимой апорией -  "что первичнее,  курица или яйцо" и т.д.
 Но что интересно? - Пост, в котором был задан под видом философской тематики исключительно религиозный вопрос, привлёк внимание большого количества блогеров и количество комментов он собрал намного больше какого-нибудь (характерного для этого сообщества) иного чисто философского поста.
Почему? - Лично я вижу в этой маленькой детали жж-ой жизни своеобразный ответ на теоретические конструкции наших корифеев нацдемовского национализма безрелигиозного или узко западнического толка. Особенно убийственен он для утверждения В. и Т.Соловьёв о том, что современные русские это абсолютно новый и чисто "буржуазный" народ с преимущественно потребительской психологией.
Крайне легкомысленное суждение! Несмотря на сильные моральные деформации, несмотря на многие усвоенные внешние элементы западной жизни, русские  в глубине своего подсознания остаются глубоко религиозным народом. Но на свой лад. Своеобразие русской религиозности занимало многих русских мыслителей, философов и писателей.
Как верно отмечали славянофилы эта религиозность исключительно чужда всякой формальности, всякой внешней определённости. В этом смысле мы полная противоположность евреям, для которых внешняя (фарисейская) религиозность оказалась сильнее её содержания. Здесь я не буду обсуждать, хорошо ли это или плохо, однако Достоевский в этой связи резонно заметил - "широк, слишком широк русский человек, надобно бы сузить". Но именно поэтому с таким историческим трудом русским (и вообще славянам) давалось создание необходимых внешних форм государственности или же "правильной" церковной религиозности. Однако те же  славянофилы хорошо сознавали исключительную необходимость выработки правильных форм в любой, и особенно, в религиозной сфере жизни, в связи с чем единомышленник Хомякова А.Кошелев даже воскликнул: "Без православия - русский человек дрянь". В более мягком и расширенном виде подобные мысли имеются и у А.С.Хомякова и у Достоевского.
Иными словами, без адекватной формы русской религиозности, т.е. православия, русский человек легко подвергается дурным или демоническим влияниям, наиболее гротескным примером которых может служить судьба знаменитого революционера-анархиста Михаила Бакунина. Это был насквозь русский человек, чистая и искренняя стихия (кстати, Бакуниным восхищался Рихард Вагнер, сделавший его, по мнению некоторых искусствоведов, прообразом Зигфрида).  Но отказ от русских традиционных форм религиозности легко сделал его орудием тёмных сил. Однако и сквозь все богоборческие деформации у Бакунина просвечивал русский православный человек. Недаром он с такой яростью боролся с марксистами в первом интернационале и однажды воскликнул, невольно высказывая свою главную религиозную идею (даже ещё доправославную или "иранскую"): до каких пор человечество будет порабощено страшныим и роковым законом борьбы за существование?
В самом же Марксе Бакунин усматривал сочетание самых худших качеств немецкого и еврейского деспотизма. Воля к власти лежала основой национального характера евреев и немцев. Первые выражали эту волю в исключительном и пристрастном деспотизме Иеговы, вторые -  в исключительном поклонении  этатистскому началу. Однако отказ от духа жизни своей национальной религии превращал маркионитскую утопию Бакунина в бесформенное и безвольное свободопоклонство. 
Для русского человека отказ от своей национальной веры всегда был катастрофичен, потому что лишал его воли к жизни. Только религиозные идеи придают смысл и ценность земному существованию для народа, у которого слишком мало земного эгоизма и твёрдых волевых начал. Европейцы, и утратив свою религиозную веру, могут более или менее благополучно существовать на одной инерции выработанных исторической традицией бытовых и государственных форм, но русский человек утрачивая свои религиозные начала - утрачивает и всякий серьёзный интерес к жизни.
Кстати, очень показательное для нашего времени ослабление в русской среде даже элементарной воли к жизни можно легко объяснить именно деформацией традиционной русской религиозности. Если утрачивается (или ослабляется) вера в Бога как источника жизни, то закономерно увеличивается зависимость человека от его противника, т.е. дьявола, сущность которого в русском понимании хорошо высказал Ф.Достоевский, определив его как "духа самоуничтожения и небытия".
Из этого определения легко можно объяснить многие печальные факты нашей современной национальной трагедии: самоубийственное пьянство, первое место по самоубийствам и (кстати) убийствам, первое место в мире по абортам, первое место по беспризорникам при живых родителях  и бомжах и т.д. Между прочим, лёгкость с какой иной русский человек отказывается от рутины жизненных обязательств и становится (зачастую) по совершенно нелепым и детским причинам бездомным бродягой невозможно истолковать только одними социальными причинами (то бишь "среда заела" или "режим виноват").
Чтобы успешно нести бремя "борьбы за существование" русскому человеку нужна духовная опора в виде своей национальной религии, без неё же даже  уход из жизни превращается уходом из одной бессмысленности в другую бессмысленность.
(И никакая философия никогда не сможет устранить этой бессмысленности.)

Subscribe

  • Дневник обозревателя

    Сегодня, 20 октября, исполняется ровно год со дня кончины ветерана русского патриотического направления Владимира Николаевича Осипова. Вечная…

  • В этот день 12 лет назад

    Этот пост был опубликован 12 лет назад!

  • Дневник обозревателя

    Подведём теперь итоги. Мнения различные медиа-ресурсов по узбекскому проекту. Подборка ТК Тайная канцелярия -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments