Поражают всё-таки некоторые бестактные или даже оскорбительные высказывания некоторых блогеров (причём, отнюдь не только либерально-секулярного толка) относительно некоторых высказываний представителя церковной администрации о. Всеволода Чаплина по поводу решения тандема о третьем президентстве Путина. Но по сути дела, что такого особенного и необычного сказал официальный представитель РПЦ?
Если не вырывать текст из контекста, то вот расширенная цитата:
"Прекрасно, что уже в третий раз в России произошла мирная передача эстафеты верховной власти. Причем это произошло в очень торжественном, достойном нравственном духе, перед большим количеством людей, которые видели добрые намерения президента и премьера по отношению друг к другу", - сказал Чаплин РИА Новости.
Представитель Московского патриархата напомнил, что в течение большей части российской истории власть первого лица в государстве "переходила очень жестко". "Даже в рамках одной царствующей династии имели места и убийства, и заговоры, не говоря уже о двух смутных временах - в конце 16-начале 17 веков и веке 20-м, который был отмечен двумя переворотами и страшными конфликтами в рамках постоктябрьской цепочки правителей", - отметил собеседник агентства.
Он подчеркнул, что в России "мирный переход власти очень важен, потому что от его хода зависит судьба, безопасность и даже жизнь людей".
- Иными словами, речь идёт о простой констатации уже давно свершившегося факта, к которой Церковь не имеет никакого отношения, ибо она не политическая партия и не она устраивала государственный переворот в Октябре 1993г. Более того, в словах о.Всеволода нетрудно уловить и почти нескрываемую иронию. Что ж, раз уж мы реально живём при авторитарном режиме, то, слава Богу, что власть имущие больше разыгрывают из себя "святую невинность", а просто передают власть кому надо в своём кругу. По крайней мере, хорошо уже то, что передают её тихо и мирно. Это вполне разумные слова, которые нисколько не ограничивают намерения тех несогласных, которые горят желанием "бороться с режимом". В чём дело? - Боритесь, господа, боритесь. Если удастся победить, то тот же о.Всеволод скажет о вас самые тёплые и хорошие слова. И будет абсолютно прав.
Ибо какой бы реально существующая власть не была - мирное развитие страны является при всех условиях и для всех самым высшим приоритетом.
Особенно изумляют ругательные выпады в адрес РПЦ со стороны некоторых чрезмерно рьяных борцов с "совками". И такая то она раболепная, и такая то "чекистская", и такая то клерикальная и т.д. При этом все эти обличители никак не поймут, что своими бездумными обличениями как раз то и обличают самих себя, т.е. своё чисто совковое мышление в самом худшем его виде - всё рассматривать (все общественные явления жизни) исключительно под углом зрения и через призму начальствующих лиц. И в Церкви они видят только одно НАЧАЛЬСТВО, и ничего более. А ведь это одно из самым отвратительных совковых качеств: бояться, ненавидеть и лакействовать перед своим начальством и постоянно держать кукиш в кармане. В случае же чего - так пхнуть это бывшее начальство, столько повесить всех собак на него...
Ну и конечно, если не удаётся пока ещё подсидеть свое собственное корпоративное начальство, то хотя бы из безопасной подворотни погавкать всласть на чужое, чтобы душу отвести.
Печально также, что неадекватная критика появляется порой в национально-патриотической среде. По-видимому, это происходит из непонимания двойственной природы Исторической Церкви. Несмотря на то, что в религиозно мистическом плане (самом важном) "Христос (и Церковь) всегда одна и та же, вчера, сегодня и завтра", в реально-историческом, церковь является относительно изменчивой формой или внешней структурой, неизбежно воспринимающей в себя те или иные влияния своего времени. Коротко говоря, руководящая иерархия исторической церкви неизбежно вынуждена была принимать что-то от форм господствующего класса своей исторической эпохи. Также невозможно было исключить и негативного воздействия народных пороков или народных грехов, ибо таков "мир, лежащий во зле".
Но в любом случае, невозможно произвольным образом найти или избрать какую-то идеальную церковь, как и нельзя найти и избрать "хорошего человека". Церковь и "хороших людей" избирает только Бог по своему и неведомому для нас промыслу. Историческую церковь следует принимать такой какая она есть, потому что только она (и никакая иная, даже самая наилучшая секта) может являться легитимным хранителем исторической национальной Традиции, т.е. народных религиозных идеалов в их исторической ретроспективе. И десятки миллионов верующих это отлично понимают, признавая легитимной именно РПЦ. (Конечно же, не хуже иных блогеров, видя и имеющиеся недостатки.)
Очень хорошо и серьёзно развил тему исторической Церкви Андрей Кураев. Хотя я и не являюсь большим поклонником его (не во всём адекватного) творчества, но в данном вопросе он несомненно прав (обязательно следует ознакомиться с этой статьей многим нашим ревнителям): http://www.blagogon.ru/articles/205/