Заинтересовала одна мысль, высказанная некоторыми блогерами. Оказывается, по их мнению, Медведев это почти "наполеон", который якобы намерен авторитарными методами вывести общество из кризиса, примирить противоречия, навести правопорядок и т.д.
Нечего и говорить, что подобное сравнение Медведева с "наполеоном" выглядит более чем странно, а многих может даже и рассмешить. Однако не всё так просто, и подобная странная мысль возникла среди политизированных блогеров вовсе не случайно.
Я бы объяснил её возникновение следующим образом. Сейчас явно наметилась ситуация большой общественной неопределённости. Повидимому, компрадорско-криминальная система, сложившаяся после 1993 года, себя полностью исчерпала, что признаёт уже не только системная или внесистемная оппозиция, но и сама власть в лице Медведева, открыто декларирующего, что эпоха стабильности закончилась и надо что-то делать. Понимание в общественном сознании, что систему следует менять, становится (подсознательно) всеобщим и ожидание некоего Избавителя (наполеона) является своеобразным запросом на решение этой задачи. (Тем более, что никто не знает рациональных путей её решения - сама система себя сменить не может, а вне её как будто бы и не имеется никаких значительных сил, всё тотально разложилось).
Однако, откуда же в нашей разложившейся среде может возникнуть "наполеон"? - Ведь настоящий Наполеон, усмиривший революционную стихию, был сам "сыном революции" и ему было на кого опираться, например на армию и свободное крестьянство, получившее землю в процессе революции. Но у нашего предполагаемого "наполеона" нет ни массовой базы внизу, ни (тем более) наверху.
Тем не менее, вопрос - поставленный не в очень корретной форме блогерами - требует своего ответа. Откуда может появиться наш подсознательно ожидаемый "наполеон"?
Ибо в обществе, в котором не имеется собственных сил для очищения, неизбежно должен появиться некто, кто сделает это иными средствами. Или: как выразился А.С.Хомяков в своей программной статье "о старом и новом" - "Насилие спасительно, когда спит внутренняя деятельность человека".
Кстати, в этой же статье есть и другая мысль оправдывающая (вопреки распрстранённому предрассудку, что славянофильство всё было зациклено на отрицании петровских преобразований) "революцию" Петра Первого:
"Явился Пётр, и, по какому то странному инстинкту души высокой, обняв одним взглядом все болезни отечества, постигнув всё прекрасное и святое значение слова государства, он ударил по России, как страшная но благодетельная гроза. Удар по сословию судей-воров; удар по боярам, думающих о родах своих и забывающим родину; удар по монахам, ищущим душеспасения в келиях и поборов по городам, а забывающим церковь, и человечество, и братство христианское. За кого из них заступится история?"
Но, как известно, Пётр был разновидностью русского "наполеона", Достоевский сначала хотел имеенно Петра взять в учителя Раскольникова. Так откуда же может появиться наш "наполеон"?